Регистрация Вход

То, что было спартанским обучением, называлось Агоге

Идея древнего спартанского героизма так часто изображалась в современной художественной литературе, что ученые придумали термин «спартанский мираж» для обозначения того, что они считают преувеличенной идеализацией древней спартанской культуры, граничащей с мифологизацией. Такие фильмы, как «300», обычно показывают спартанцев как наиболее подготовленных, смелых и способных из всех греков, и, по большей части, до тех пор, пока спартанцы не проиграли в битве при Левктре в 371 г. до н.э., эта идея была недалеко от реальности. Несмотря на численное превосходство, спартанцы обычно побеждали и сыграли важную роль в победе Греческой Лиги в Персидских войнах (499-479 до н.э.). Секрет боевого успеха спартанцев заключался в их уникальной форме обучения, известной как агоге.

Агоге - это крайняя форма обучения, которую все спартанские мальчики начинали с семи лет и продолжали до тридцати лет или до смерти. Наряду с физическим воспитанием и стандартной учебной программой, агоге было очень важно научить мальчиков думать и действовать как настоящие спартанцы, которые в любой момент были бы готовы умереть за государство. Агоге научили спартанских мальчиков ценностям конформизма и единства, храбрости, патриотизма, боевого мастерства, хитрости и жестокости. Когда спартанские мальчики завершали свое обучение агоге, они должны были служить государству во всех военных кампаниях, но также могли свободно жениться, создавать семьи и владеть землей.

Оглавление

Утилитарное общество

Чтобы понять, чем был агог и его значение для древнего спартанского общества, нужно сначала понять природу общества, которое создаст такой институт. Древние историки полагали, что Спарта превратилась из стандартного греческого города-государства в милитаристское государство, о котором она стала известна под руководством легендарного законодателя Ликурга где-то в девятом или восьмом веке до нашей эры.

Хотя современные историки не обязательно отрицают существование Ликурга, большинство полагает, что превращение Спарты в военное государство постепенно происходило в течение длительного периода, но, вероятно, было стимулировано Второй мессенской войной (650-620 до н.э.).

Многие классические авторы писали о печально известном спартанском образе жизни и идеологии, и лишь немногие из них были более подробными, чем греческий биограф первого века до нашей эры Плутарх. В своих жизнях Плутарх сравнил и противопоставил нескольких спартанских лидеров, включая Ликурга, с другими греческими и римскими лидерами. Плутарх нарисовал картину жизни в классической Спарте как очень суровую. Мужчины ели совместно, железная валюта заменила золотые и серебряные монеты, а земля распределялась поровну между гражданами мужского пола, известными как спартиаты. Эти практики должны были укрепить идею о том, что все спартиаты равны, и способствовать чувству единства среди мужчин. Политика, безусловно, была уникальной для греческих городов-государств, но это были не единственные виды социальной инженерии, которые практиковали спартанцы, которые отделяли их от других греков.

Спартанцы смотрели на секс, брак и деторождение очень антисептически и утилитарно, как и на все остальное. Спартанские мужчины насильно «захватили» спартанских женщин в расцвете сил, начав долгий процесс ухаживания и брака, который привел к сожительству намного позже в отношениях. «Любовь» в современном понимании этого слова, вероятно, была одним из последних факторов, определяющих состав спартанских пар или продолжительность их отношений; Говорят, что мужчины, которые прошли свой сексуальный и / или физический расцвет, поощряли своих жен вступать в отношения с более молодыми мужчинами, чтобы произвести на свет больше спартанских детей.

Нет никаких сомнений в том, что вся цель брака и деторождения в Спарте заключалась в том, чтобы произвести на свет мальчиков, которые стали бы воинами для хваленой армии города, или девочек, которые родили бы воинов. Согласно Плутарху, спартанское государство начало программу евгеники.

«Прежде всего, Ликург считал, что дети принадлежат не частным лицам своих отцов, а совместно городу, поэтому он хотел, чтобы граждане были произведены не от случайных партнеров, а из лучших».

Чтобы побудить спартанских мужчин иметь много детей, особенно мальчиков, спартиаты, у которых родилось три сына, освобождались от постоянной и часто обременительной военной службы, а те, у которых было четыре сына, освобождались от налогов. С другой стороны, были наказания за холостячество, в результате чего несколько спартанцев остались незамужними и без детей.

Уникальное отношение спартанцев к браку и деторождению было основано на философии, согласно которой государство было верховным и достигло этого превосходства посредством войны. Все спартиаты были полновременно солдатами, поэтому, чтобы прокормить себя, они поработили соседних греков, известных как илоты. Хотя илотов насчитывалось от 150 000 до пяти-восьми тысяч спартанцев, сочетание обучения спартанцев и системы жестоких репрессий сводило восстания к минимуму. Как только спартанские дети родились, сразу же началось обучение, которое укрепило спартанскую социальную систему.

Маленькие дети и дети-инвалиды подвергались воздействию стихии, а младенцы становились закаленными физически и морально, поскольку им не давали пеленать одежду и оставляли одних плакать, среди прочего ужесточения. Согласно Плутарху, даже спартанские девушки получали ускоренный курс физической подготовки.

«Ликург, скорее, тоже проявил к ним всю возможную заботу. Во-первых, он закалил девочек физически, заставив их бегать, бороться и метать диск и копье».

Какими бы физически сильными ни были спартанские девочки, наиболее строгие физические и умственные тренировки предназначались для мальчиков, начиная с семи лет.

Агоге

Когда спартанским мальчикам исполнилось семь лет, их забрали из семей и заставили жить вместе с другими мальчиками их возраста, пока они получали образование в агоге. Хотя агоге включал в себя традиционные занятия по письму и риторике, он явно делал упор на боевые действия, физическую подготовку и насилие в целом. В течение первых нескольких лет обучения мальчикам давали наставников постарше и приобщали к жизни строгой экономии, но когда они достигли возраста двенадцати лет, обучение действительно началось.

Когда мальчикам в агоге исполнялось двенадцать, им разрешалось носить только один плащ в год и не разрешалось использовать масло для купания. Хотя эти ограничения могут показаться не очень серьезными, они предназначались для подготовки мальчиков к гораздо более жестким аспектам их обучения. Наряду с храбростью и физической доблестью хитрость ценилась как одна из важнейших черт, которыми мог обладать спартанский воин. Мальчиков в агоге учили воровать, чтобы выжить.

«Они крадут то, что приносят, некоторые из них входят в сады, другие скользят по мужским беспорядкам с прекрасным сочетанием хитрости и осторожности. Если мальчика поймают, он получит множество ударов плетью за то, что он оказался неуклюжим и неквалифицированным вором. Мальчики также крадут все, что могут, тем самым научившись умело набрасываться на тех, кто спит или беспечно охраняет стражу. Мальчика бьют, и если его поймают, он голоден».

Однако наказание, которое понесли мальчики, было связано не с тем, что они были ворами, а потому, что их поймали. Спартанские мальчики подвергались постоянному шквалу физической и психологической жестокости, чтобы отсеять неделю и укрепить тех, кто выжил. Наставники и мальчики постарше регулярно устраивали драки между мальчиками в возбуждении.

«Более того, когда они занимались, за мальчиками постоянно наблюдали старшие, которые всегда побуждали их драться и бороться друг с другом: в этом их главной целью было узнать характер каждого мальчика, в частности, насколько он смел, и как далеко он, вероятно, устоит в бою».

Травмы, вероятно, были довольно частым явлением в агоге, и смерть также приходила с территорией. Плутарх утверждал, что многие спартанские мальчики умерли от «ударов плетью, нанесенных им у алтаря Артемиды Ортии».

Задавая тон спартанскому обществу

Таким образом, агоге можно охарактеризовать как безжалостную систему образования мальчиков в древней Спарте. Тем не менее, это было намного больше, поскольку оно составляло основу спартанского общества. Как только мальчики выучили правильные боевые приемы и, что более важно, идеи строгости, единства, патриотизма, храбрости и хитрости, они начинали уходить из школы примерно в двадцать лет.

Когда большинство мальчиков достигло двадцати лет, они встретили членов своей будущей сиссиции - однокашников и тех, с кем они сражались вместе, - к которым они официально присоединятся в возрасте тридцати лет. По мере того, как число спартанцев уменьшалось, агог постепенно уменьшался в своем значении, но ненадолго возродился при Клеомене III (правил в 235–222 гг. До н.э.), который, возможно, несколько иронично начал принимать илотов в школу и, в конечном итоге, в качестве полноправных спартиатов.

Заключение

Сегодня древние спартанцы по праву считаются наиболее опытными воинами раннего эллинского мира и одними из величайших воинов за весь период древней истории. Около 300 лет спартанцы доминировали над своими соседями благодаря сочетанию превосходной военной тактики, храбрости и явной жестокости; но это господство не произошло в одночасье.

Образовательная система, известная как агоге, обучала спартанских мальчиков военной тактике и храбрости, но, что более важно, она прививала им истинные спартанские ценности. Ценности, которым учили в агоге, пронизывали все аспекты спартанского общества, поэтому неудивительно, что, когда агоге уменьшилось значение, уменьшилась и власть Спарты в эллинском мире.