Регистрация Вход

Кем был Асклепий: греческий бог медицины

В греко-римском мире религия и медицина были тесно переплетены. Лечение было в лучшем случае базовым, хотя некоторые из них основывались на эмпирических данных и приносили определенные преимущества. Из-за отсутствия медицинских знаний многим людям приходилось полагаться на религию и ритуалы для лечения.

Асклепий был греческим богом исцеления, медицины и практикующих врачей. Он был одним из самых важных богов греко-римского мира, и у этого божества было много святилищ и святилищ. Понимание этого бога может помочь нам понять не только древние верования, но и эволюцию медицины.

Оглавление

Откуда появился Асклепий?

Есть некоторые указания на то, что Асклепий возник еще в догреческие времена. В большинстве мифов Асклепий был сыном Аполлона, богом света, пророчеств, искусства и исцеления. Его мать была известна как Коронис. Позже она была убита сестрой Аполлона Артемидой за неверность богу. Коронис был беременен, когда она умерла, и когда ее собирались кремировать на погребальном костре, его отец спас еще не родившегося Асклепия. Римляне считали, что Аполлон убил своего любовника-человека, который не знал, что она беременна. Согласно одной легенде, он отвел ее в посвященный ему храм, где родился Асклепий. Его имя при рождении было Гепиус.

Другая легенда гласит, что Асклепий был разоблачен своей матерью, но был спасен Аполлоном. Бог вырастил младенца и научил его искусству исцеления. Позже его воспитал кентавр. В одном мифе уши юного Асклепия облизала змея, спасшая это существо. Как и у римлян, змея была священным животным, связанным с мудростью, исцелением и воскресением у древних греков.

В одном мифе змея принесла ему траву. С тех пор Асклепий носил посох, который был двойником змеи. На этом этапе Асклепий все еще был смертным, хотя и был одаренным. Будущий бог использовал травы, чтобы вылечить царя по имени Ансинес, из-за чего его назвали Асклепием. Вскоре он прославился как целитель, так же как и его отец. В мифе о калидонском кабане, чудовище из подземного мира, терроризировавшем некоторые районы Греции, он сыграл выдающуюся роль.

Слава Асклепия как целителя росла, и многие люди стекались к нему в поисках его помощи. На этом этапе он больше походил на врача, поскольку все еще был человеком, несмотря на то, что его отец был Аполлоном. Утверждается, что он использовал свои навыки, чтобы воскресить из мертвых нескольких героев и королей, включая Тиндарея и Ликурга.

Однако это вызвало проблемы с греческими богами, особенно с Аидом, владыкой царства мертвых. Поскольку Асклепий спасал многих от смерти, у него было меньше подданных. Это означало, что у Аида было гораздо меньше подданных, и он попросил Зевса вмешаться. Царь богов был обеспокоен тем, что сын Аполлона нарушил естественный и установленный баланс. Он делал бессмертным слишком много людей, и только Боги могли пользоваться этим статусом.

В частности, он боялся, что Асклепий сможет научить других людей секретам победы над смертью. Зевс поразил целителя мертвым ударом молнии. Его отец был в ярости и убил нескольких циклопов, которые выковали засовы. Зевс изгнал Аполлона с небес и заставил его стать рабом царя, но позже они примирились. Бог света умолял Отца Богов воскресить Асклепия, которого Отец Богов лежал в созвездии на небесах. Примечательно, что Зевс согласился и воскресил мертвого целителя, сделав его божеством и допустив на Олимп. Король олимпийцев поднял целителя не только для того, чтобы доставить удовольствие Аполлону, но и как часть некоего божественного плана, который он держал в секрете.

Асклепий был женат на Эпионе, греческой богине успокоения и снятия боли. Вместе с ней у него было пять дочерей, которые так или иначе были связаны со здоровьем и исцелением, и все они представляли собой какую-то сторону медицины. Среди дочерей была Гигиея, богиня исцеления, от которой произошло слово гигиена. Другой дочерью была Панацея, богиня всеобщего лечения. У Асклепия также было три сына, двое из которых были известными целителями, Махаон и Подалириос, которые оба возглавляли армии в Иллиаде. Один из братьев, Махаон, считается полубогом хирургии.

Как вера в Асклепия повлияла на развитие медицины?

К V веку до нашей эры культ Асклепия был распространен в греческом мире, что неудивительно, поскольку из-за плохого питания и отсутствия гигиены болезнь была обычным явлением. Было много храмов и святынь, посвященных богу, и самые известные из них были на острове Кос и в Эпидавре, где каждые четыре года проводились игры в честь сына Аполлона. Это были панэллинские центры, и сюда приезжали люди со всего греческого мира. Асклепионы, как их называли, были не только традиционными храмами, но и лечебными центрами.

Это было основано на его репутации полубога исцеления и медицины. В этих местах происходило исцеление верой. Неядовитым змеям, которые считались священными для Бога и обладали особыми способностями, разрешалось свободно скользить по территории храма. Больные посещали Асклепионов, и они подвергались ритуальному очищению в ритуале, известном как Катарсис.

Затем пациентов или преданных поощряли к практике incubatio, также известной как «храмовый сон». Считалось, что во время этих периодов сна бог являлся больному человеку. Затем жрецы Асклепия истолковали эти сны. Обычно они включали выполнение некоторых ритуалов и внесение изменений в свой образ жизни, например, меньшее есть и больше физических упражнений, как у современного врача. Паломники в Асклепион часто были очень довольны результатами. У нас есть много записей о том, что они были «излечены».

Во время пандемий эти храмы и святыни были заполнены страдающими, ищущими помощи у сына Аполлона. Со временем священники и их помощники, известные как терапевты Асклепия, стали больше походить на врачей, хотя продолжали выполнять свои священные обязанности. Похоже, что в эллинистический период многие начали делать операции и даже имели некоторые базовые знания об анестезирующих свойствах растений и трав. Эти священники хорошо познакомились с различными болезнями и их симптомами и стали очень искусными.

Со временем Асклепионы стали сродни древним медицинским школам. Считается, что Гиппократ, которого часто считали выдающимся врачом Древнего мира, учился в знаменитом храме Асклепия на Косе. Многие идеи, которые он усвоил, он развил в своих знаменитых теориях, оказывая влияние на практикующих врачей на Западе в течение 1000 лет. Еще один из пионеров медицины Гален. Он изучал медицину и анатомию в греческом городе Пергам (современная Турция). Важность бога медицины можно увидеть в том, что оригинальная клятва Гиппократа содержала ссылку на Асклепия.

Приняли ли римляне Асклепия?

Римляне находились под сильным влиянием греческой религии и приняли культ Асклепия. Есть свидетельства того, что многие римляне посещали Асклепион и переняли многие из этих обычаев. Похоже, что бог был введен в Рим в 293 году до нашей эры. Это было очень символично, так как было связано с официальным признанием греческой медицины в Римской республике. До культа Асклепия глава семьи в Риме лечил в домашнем хозяйстве. Вскоре греческие врачи стали доминировать в медицинской профессии в Риме и его провинциях, несмотря на таких консерваторов, как Катон.

Римляне усвоили греческие медицинские знания и вскоре к I веку до нашей эры начали строить благотворительные и военные госпитали. Вероятно, они частично базировались на медицинских учреждениях Асклепион. Отличительным римским учреждением был коллегиум. Это были официально признанные группы, выполнявшие определенные социальные функции. Многие были посвящены Имперскому культу. Одним из самых важных в Риме был Колледж Эскулапа и Гигии. Интересно, что Имперский культ стал ассоциироваться с Асклепием. Это было сделано, чтобы показать таких императоров, как Веспасиан, как целителей.

Здесь мы видим, как мифология божества исцеления и медицины стала использоваться политической элитой для узаконивания правления Рима. Например, Веспасиан и Тит из династии Флавиев использовали образы, связанные с богом, чтобы продемонстрировать, как они «исцелили» Империю после гражданской войны. Посох Асклепия сейчас широко используется как символ для многих медицинских организаций. Возможно, что первые христиане находились под влиянием Асклепиона, когда создавали свои ранние больницы, особенно в восточных районах Римской империи.

В чем смысл мифов об асклепионах?

Аполлон был богом исцеления и медицины в греко-римском мире; однако его больше интересовало магическое исцеление. С другой стороны, Асклепий был богом исцеления, использовавшим смесь религии и практических навыков. В отличие от Аполлона, считалось, что Асклепий был героем, развившим навыки лечения. Он был связан с лечебными процедурами и травами.

Для греков и римлян со временем он стал олицетворением медицинских знаний и навыков. Он был целителем людей и получил знания об исцелении. Его можно приравнять к культурным героям, которые дали людям практические навыки, необходимые им для выживания и процветания во многих отношениях. Асклепий помогал исцелять людей, но он помог им изучить методы и мудрость, чтобы жить здоровой и полноценной жизнью. Асклепий олицетворял благополучие.

Интересно, что исцеление, предложенное богом, было целостным, как видно из лечения, рекомендованного в его храмах. Целостное исцеление считалось наиболее желательным путем к благополучию. Это то, что современная медицина только недавно осознала. Мифология Асклепия также многое раскрывает о греческом и римском мировоззрении. Его рассказы показывают, что люди могут помочь себе сами и что здоровье и благополучие в их силах.

Однако, как видно из истории смерти Асклепия, даже Богу исцеления не позволено спасать людей от смерти. Следовательно, люди не могли стать бессмертными, и это было предписано природой и Богами. Рассказы о божестве исцеления можно рассматривать как еще один пример смертности и бессмертия в классической мифологии. Это то, что неизбежно для людей и что делает их ниже богов. История смерти Асклепия еще раз предупредила Древних, что они должны принять свою смертность, иначе они столкнутся с гневом божеств, повторяющейся темой во многих мифах.

Заключение

Асклепий сыграл значительную роль в Древнем мире. Он был божеством, связанным со многими суеверными практиками, которые, как считалось, помогали больным. В донаучную эпоху людям ничего не оставалось, кроме как прибегать к ритуалам и магии. Однако вне культа Асклепия практики и верования, которые были прообразом современной медицины и его храмов, сыграли роль в развитии современной больницы.

Жрецы Асклепия стали предшественниками современных практикующих врачей. Парадоксально, но храмы и святилища сына Аполлона с их странными практиками, такими как отпустить змей, также были ключом к фундаменту современных представлений о медицине. Мифы об Асклепии помогают нам понять, что думали древние о медицине и здоровье. Медицинское лечение было навыком, которым наделил его божество.