Регистрация Вход

Почему бог вина, Дионис, был таким страшным и влиятельным?

Греческие боги и богини были замечательными и сложными персонажами, но одним из самых замечательных из них является Дионис. Он был богом вина, безумия, плодородия, праздника и преображения. Это божество всегда было спорным Богом, и, хотя ему широко поклонялись, он представлял силы, которые считались опасными. Мифы о Дионисии оказали глубокое влияние на греческое общество и его мировоззрение. Это божество позже было принято римлянами под одной из его эпитафий, Вакх. Он всегда был неоднозначным богом, но понимание легенд и сказок Диониса предлагает нам лучшее понимание классического мира, а некоторые даже говорят о человеческих условиях.

Оглавление

Происхождение Диониса

Согласно многим древним источникам и современным знаниям, Дионис был поздним дополнением к олимпийскому пантеону. Широко распространено мнение, что греки переняли этого религиозного деятеля из чужой культуры. Многие ученые считают, что он был фракийским богом по происхождению, в то время как другие считают, что он имел ближневосточное происхождение. Однако одна школа мысли утверждает, что это божество было очень старым хтоническим или земным божеством, которому поклонялись в микенскую и минойскую эпоху. Похоже, что изначально он был богом плодородия. Греки широко поклонялись Дионису, по крайней мере, с 7 века до нашей эры. Судя по сохранившейся иконографии, кажется, что изначально он был богом вина, но позже стал ассоциироваться с опьянением, безумием и безудержной сексуальностью.

В какой-то момент он стал связан с концепцией трансформации и метаморфоз, и, таким образом, он стал рассматриваться как бог воскресения. Дионис часто ассоциировался с дикой природой и животными. В искусстве есть много изображений этого божества, и он изображен либо в виде женоподобного юноши, либо в виде пожилого бородатого мужчины. Хотя было много храмов, посвященных божеству, часто его последователи праздновали его культ в лесах или горах, как показано в пьесе Еврипида «Вакханки». Культ этого бога был связан с экстатическими ритуалами и оргиями, а главный фестиваль, проводившийся в его честь, Дионисия, сопровождался выпивкой и вечеринками. Дионис был богом беззакония и часто ассоциировался с гомосексуализмом и переодеванием в одежду другого пола.

Последователями и жрицами божества были менады, которые участвовали в диких ритуалах. Дионис был важен в греческом обществе главным образом потому, что вино занимало центральное место в его общественной жизни. Римляне переняли культ сына Зевса, но он так и не получил официального признания и не стал частью государственной религии. Действительно, поклонение римскому варианту культа Диониса изначально подавлялось и было разрешено только позже, после того, как культ был реформирован. Поклонение богу вина было уникальным, в отличие от других культов; ему не просто поклонялись. Считалось, что во время праздников и ритуалов он присутствовал со своими последователями, и они действительно стали единым целым с божеством. К V веку до нашей эры из поклонения богу вина возникла таинственная религия.

Это были культы, которые предлагали прихожанам более личный религиозный опыт и часто предлагали прихожанам личное спасение. Люди были посвящены в тайны Диониса и, как считалось, были наделены тайными знаниями о жизни и их спасении. Бог вина также был известен в других мистических религиях, таких как орфизм.

История Диониса

Дионис был сыном Зевса и Семелы, царевны. Когда жена Зевса, царица богов, услышала, что Семела беременна ребенком мужа, она решила отомстить. Она обманом заставила Семелу увидеть Зевса во всем его великолепии, и в результате она умерла. Царь богов взял нерожденного Диониса и поместил его себе в бедро, и в конце концов он вышел из ноги своего отца. Зевс отдал ребенка сатирам для воспитания и обучения, которые защитят его от гнева Геры.

Дионис - предмет многих мифов. Во многих историях есть рассказы о королях и других, отказывающихся ему поклоняться. Следует помнить, что Дионис изначально был полубогом, потому что его мать была человеком. Однако у него было множество сверхъестественных качеств и способностей. Многие из басен о Дионисе касаются его борьбы за достижение божественного статуса или признание людьми. В одном из рассказов царь Ликурга напал на него и его товарищей, менад, и столкнул их в море. В отместку Дионис свел царя с ума, что заставило его убить свою семью и искалечить себя.

Царь Фив Пентей также отверг культ Диониса и даже попытался арестовать бога. Дионис свел своих дочерей с ума, и они в неистовстве разорвали Пентея на части. Бог также обладал тайными знаниями и знанием виноделия. В нескольких источниках говорится, что он обнаружил это после того, как Гера свела его с ума, и что он узнал секреты виноделия в далекой Индии. Дионис передал секрет изготовления вина греческому герою Икариосу и поделился им с другими смертными. По этой причине он считался благодетелем человечества.

Бог вина был странником, и он путешествовал вдоль и поперек. По одной из версий, он был схвачен группой пиратов в Средиземном море. В отместку бог наполнил пиратский корабль виноградными лозами, привидениями и дикими животными. Пираты прыгнули за борт, спасаясь от хаоса, и превратились в дельфинов. Считалось, что Дионис путешествовал повсюду как завоеватель и часто требовал признания в качестве бога. Некоторые источники утверждают, что он был первым, кто вторгся в Индию, которая впоследствии сильно повлияла на Александра Македонского. Также утверждалось, что Дионис сражался с амазонками, которые были женщинами-воительницами на территории нынешней российской степи.

Во время своих странствий бог вина узнал много секретов и приобрел много тайных знаний. В рассказе, найденном у Аполлодора, он узнал секрет оргий от восточной богини, Кибелы . Это были экстатические практики, которые позволили преданному достичь более высокого и освобожденного состояния. Считалось, что Дионис спустился в Аид (царство мертвых), чтобы забрать свою мать. Здесь он сражался и победил Бога Смерти, и ему удалось вывести Семелу на Олимп. Согласно большинству источников, именно в это время он был окончательно обожествлен и стал полноправным богом.

В некоторых историях Дионис сыграл решающую роль в победе над гигантским чудовищем Тайфуном, который бросил вызов Зевсу за господство над космосом. В нескольких источниках также рассказывается, что Дионис также сыграл важную роль в уничтожении олимпийцами титанов во время Войны гигантов. Однако Титаны разорвали его на части, но позже вернули к жизни. Дионис также был важным персонажем в других мифах. Ему часто приписывают наделение царя Лидии Мидаса способностью превращать все, к чему он прикасается, в золото.

Смысл мифов о Дионисе

Истории о боге вина и виноделия имели несколько важных концепций в греческом и римском обществе. Первое - сдержанность; хотя вино и празднование были важны, к этому следует подходить сдержанно. Самоконтроль очень ценился в классическом обществе. Дионис учил людей, что они должны осторожно пользоваться вином и другими удовольствиями. Было вполне приемлемо повеселиться, но не слишком много.

Еще одна важная концепция, продвигаемая в мифе Диониса, заключалась в том, что богов нужно уважать и почитать, даже если они считались чуждыми и угрожающими. В классическом мире божествам поклонялись из-за их силы, а не потому, что они были хорошими или благородными. Дионис олицетворял принцип трансформации и трансгрессии. Мифы о Боге были связаны с этой концепцией и могли быть как положительными, так и отрицательными.

В рассказах о Боге древних учили принимать трансформации и опасность. Подобно вину, бог мог ослабить запреты, что могло быть положительным, как в случае с музыкой и праздниками. Однако это также может быть опасно и привести к насилию. Басни Зевса и сына Семелы учили греков, что их можно сдерживать, но не слишком сильно, и что они могут преступать, но все же должны уважать социальные нормы.

Один аспект Диониса со временем стал более важным, и его стали рассматривать в основном как бога возрождения. Это произошло потому, что в мифах было показано, что он был возвращен к жизни по крайней мере дважды, один раз после того, как он был разорван титанами, а другой раз, когда он спустился в Аид, царство мертвых, и выжил. Из-за этого считалось, что он обладает секретами воскрешения.

Религия вакхических мистерий предусматривала ритуалы, которые позволяли отдельным людям получить посвящение в тайные знания Диониса. Точная природа этой мистической религии неизвестна. Посвященные в культ, казалось, верили, что они переродятся или отправятся в рай после смерти.

Культурное значение бога вина

Одна из многих ролей Диониса в греческой мифологии заключалась в том, что он был богом театра и драмы. Он был божеством трансформации. В греческих умах это было синонимом театра. Они считали, что актер был вдохновлен и изменен во время своих ролей Богом. Театр возник как часть Дионисии в Афинах. Во время празднования бога в его честь ставились пьесы, основанные на мифологии. Со временем они стали более изощренными, и поэты начали писать стихотворные драмы. В V веке нашей эры великие поэты, такие как Еврипид, Эсхил, Аристофан и Софокл, использовали эти пьесы, чтобы поднять важные социальные, политические и философские вопросы.

Греческая трагедия и комедия возникли из празднований, посвященных Богу, и сыграли решающую роль в развитии современной драмы. Как мы видели, культ Диониса был необычным. Он играл важную роль в мистических религиях. Многие считают, что эти мистические культы, подчеркивающие личные отношения с богом и спасение, могли повлиять на развитие христианства.

В своей работе немецкий философ Ницше использовал концепцию Дионисия, чтобы объяснить важность иррационального, эмоционального и инстинктивного в искусстве и жизни. Этот термин сейчас часто используется в критических работах по искусству и литературе.

Заключение

Дионис был богом вина и всего, что он представлял в греческом сознании. Он был божеством избытка, трансформации и иррациональности. Классический мир, в отличие от современного мира, признавал эти силы и стремился управлять ими и использовать их. Дионис часто был представителем темной стороны, кроме греков, но все же они уважали его. Мифы о Дионисе показали, как греки преимущества не излишества, а скорее умеренности.

Для них его поклонение позволяло им контролировать влечения и чувства. Дионис был чрезвычайно важной культурной фигурой, и то, что он олицетворяет, до сих пор находит отклик в современной культуре. Его мифы были фундаментальными для различных мистических религий и сыграли важную роль в развитии более индивидуальной и эзотерической формы религии в классическом мире. Более того, его культ был центральным в развитии театра.