Регистрация Вход

Был ли в древнем Египте Суэцкий канал?

С конца периода неолита на Ближнем Востоке более 5000 лет назад различные общества стремились соединить различные королевства и империи Восточной Азии с царствами Европы и Ближнего Востока. Одной из первых заметных попыток соединить два мира было создание Шелкового пути, который действовал с поздней античности до средневековья. Шелковый путь эффективно перемещал товары, идеи и людей между Востоком и Западом, но путь через Центральную Азию был чрезвычайно длинным, трудным и часто опасным. К пятнадцатому веку европейцы открыли новые технологии, которые сделали морские путешествия на большие расстояния более практичными, что привело к кругосветному плаванию португальца Васко да Гамы вокруг Африки в 1497-98 годах.

В течение столетий, последовавших за путешествием да Гамы, и путешествие по Шелковому пути, и кругосветное плавание вокруг Африки считались устаревшими методами перемещения людей и товаров с востока на запад. Начало Просвещения в восемнадцатом веке привело к новому научному пониманию мира, и вскоре многие европейцы начали понимать, что существует лучший и более быстрый способ путешествия из Европы в Азию: путешествие через Суэцкий перешеек в Египте сэкономить огромное количество времени и денег. Совместными усилиями Великобритании и Франции строительство современного Суэцкого канала началось в середине 1800-х годов и было завершено в 1869 году. Сегодня этот 120-мильный канал пересекает почти 100 судов в день и является чрезвычайно важным связующим звеном между Востоком. и Запад.

Суэцкий канал настолько важен, что в 1956 году Египет сражался против объединенных сил Израиля, Великобритании и Франции за его контроль, и любая будущая война возле канала может нарушить мировую торговлю. Но мечта соединить Восток и Запад через канал возникла не в 1869 году. За тысячелетия до Просвещения египтяне, персы и греки видели возможность соединения Азии с Европой посредством строительства канала. Изучение древних источников показывает, что древние попытки построить канал через Красное море шли другим путем, но, по большинству счетов, они увенчались успехом.

Оглавление

Первые попытки

Обзор египетских, персидских и греческих источников показывает, что было предпринято несколько попыток соединить Средиземное и Красное моря. Греческий географ I века до нашей эры Страбон резюмировал ряд попыток в отрывке из своей работы. Географ писал:

«Есть еще один канал, который впадает в Красное море и Персидский залив, недалеко от города Арсиноа, города, который некоторые называют Клеопатрисой. Он также протекает через Горькие озера, как их называют, которые в прежние времена были действительно горькими, но когда вышеупомянутый канал был разрезан, они претерпели изменения из-за слияния с рекой, и теперь они хорошо обеспечиваются рыбой и рыбой. полный также водных птиц. Канал был впервые прорублен Сесострисом до Троянской войны - хотя некоторые говорят, что сын Псаммитиха, который только начал работы, а затем умер, - а затем Дарием Первым, которому удалось выполнить следующую работу, проделанную над ним. Но и он, будучи убежденным ложным представлением, бросил работу, когда она уже была близка к завершению; ибо он был убежден, что Красное море выше Египта, и что, если бы промежуточный перешеек был полностью прорезан, Египет был бы затоплен морем. Птолемеи, однако, прорезали его и сделали пролив закрытым, чтобы при желании беспрепятственно выйти во внешнее море и снова войти в него.

Вода была важной частью египетской цивилизации, и с самого начала египтяне строили каналы для орошения и транспортировки к поселениям и святым местам немного дальше от реки Нил. Сохранились многочисленные египетские надписи, касающиеся каналов, которые хотя бы частично подтверждают отрывок Страбона.

Среднее царство (около 2050-1800 гг. До н.э.) было периодом в древнеегипетской истории, когда страна снова была объединена под властью единого царя. Египет процветал в культурном, экономическом и геополитическом плане в этот период под властью ряда способных царей, наиболее эффективным из которых был Сенусрет III (правил приблизительно 1870-1831 гг. До н.э.). Сенусрет III был известен тем, что возглавил несколько военных кампаний на юг, в Нубию, и, по крайней мере, одну на север, в Левант. Военное мастерство Сенусрета III произвело впечатление не только на его соотечественников, но и на более поздних греческих и римских писателей. Греки называли Сенусрет III «Сесострисом», который, по мнению современных ученых, на самом деле состоял из всех королей по имени Сенусрет, а также других фараонов-воинов Нового Царства, особенно Рамсеса II. Но Сенусрет III обрел бессмертие не только благодаря своему военному мастерству, король также был амбициозным строителем памятников, который приступил к реализации нескольких программ общественных работ.

Хотя не существует сохранившихся египетских текстов, которые могли бы подтвердить отрывок Страбона, утверждающий, что он или один из двух других фараонов по имени Сенусрет построил первый Суэцкий канал, безусловно, существуют косвенные доказательства в поддержку этого тезиса. Существует ряд текстов времен правления Сенусрета III, в которых упоминаются каналы, которые король либо построил, либо отремонтировал, наиболее значительным из которых является канал, который обошел первый приток реки Нил к югу от современного города Асуан.

После распада Среднего царства Египет вступил в другой «промежуточный» период, который начался примерно с 1550 г. до н.э., а затем вступил в свою величайшую эпоху, известную сегодня как «Новое царство» (примерно 1550–1075 гг. До н.э.). Во время Нового Царства египтяне смогли восстановить большую часть знаний, которые они потеряли во время Второго промежуточного периода, и добавили к этому новые нововведения, которые они приобрели из-за пределов Египта. Одной из технологий, которые они усовершенствовали во время Нового Царства, было строительство каналов. Сеть каналов, построенных Сенусретом III и другими ранними королями, была расширена и более строго регулировалась во время Нового царства. В надписях времен правления царя Девятнадцатой династии Меренптаха (правил около 1213–1203 гг. До н.э.), касающихся вторжений народов моря в Египет, царь упоминает канал под названием «Эйт». Канал Эйт заканчивался или начинался недалеко от города Гелиополис в дельте реки и, очевидно, шел по траектории восток-запад к Горьким озерам, которые затем соединили его с Красным морем. Использование канала Эйт снова упоминается в египетском тексте времен правления короля Двадцатой династии Рамсеса III (правил 1186-1155 гг. До н.э.) наряду с «управлением каналом».

Проекты каналов в поздний период (664 г. до н.э. - христианская эра)

После распада Нового царства Египет снова оказался в промежуточном периоде. Когда в середине семидесяти века он наконец вышел из политической разобщенности, некогда великий Египет оказался под игом череды различных иностранных правителей - ассирийцев, персов, греков и, наконец, римляне - все правили Нилом. Долина. Несмотря на потерю независимости, культура фараонов продолжалась и в христианскую эпоху, и на самом деле многие иностранные правители инициировали амбициозные строительные программы в Египте. Строительство канала, соединяющего Средиземное и Красное моря, очевидно, было важным для многих из этих правителей, несмотря на их разное происхождение. Согласно Геродоту, Страбону и греческому историку первого века до нашей эры Диодору Сицилийскому, королю двадцать шестой династии Некау II (правил в 610-595 годах до нашей эры), сын Псамтека I (правил 664–610 гг. до н.э.) («Псаммитих» по-гречески) был первым монархом позднего периода, изменившим идею канала, соединяющего Восток с Западом. По словам Диодора, канал Некау II шел по более диагональному пути, начиная с Бубастиса на Пелусиакском рукаве реки Нил на севере, а затем зигзагообразно уходя на юг, пока не впадал в Красное море.

«Вода поступает из Нила, и канал выходит из реки в точке немного южнее Бубастиса и проходит мимо арабского города Патумус, а затем к Персидскому заливу. Первая часть его пути проходит вдоль арабской стороны египетской равнины, немного севернее цепи холмов у Мемфиса, где находятся каменоломни; он огибает подножие этих холмов с запада на восток, а затем входит в узкое ущелье, после чего движется в южном направлении, пока не входит в Персидский залив. Кратчайшее расстояние от Средиземного или Северного моря до Южного моря или Индийского океана, а именно от горы Касиус между Египтом и Сирией до Персидского залива, составляет всего тысячу стадиев. Это самый прямой маршрут - по каналу, который совсем не держит прямой курс, путь намного длиннее».

Все классические источники утверждают, что после того, как Некау II работал над древним Суэцким каналом, персидский царь Дарий I (правил 522-486 до н.э.) заново выкопал канал через некоторое время после того, как пришел к власти в Персии. Персидский царь действительно активно работал в Египте с программами строительства, поскольку он добавил к некоторым существующим храмам, таким как храм недалеко от современного города Хибис в оазисе эль-Харга. Работа Дария I над каналом сильно отличается от работы его предшественников, потому что он оставил письменную запись, подтверждающую классические отчеты. Три сильно поврежденных стелы - это просто каменный памятник с надписью, ознаменовывающей победу на поле боя или завершение проекта общественных работ - были обнаружены в районе между Горькими озерами и Пелусиакским ответвлением Нила в 1889 году Владимиром Голеншеффом. Лучше всего сохранившаяся из стел была найдена недалеко от современной деревни Телль-эль-Маскута, где она была сначала исследована, а затем доставлена ​​в Египетский музей в Каире, где она была изучена более подробно. На стелах были надписи египетскими иероглифами, а также персидскими, эламскими и аккадскими клинописами, и в последующие годы они стали известны как «Стелы Красного моря» или «Суэцкие стелы». Сильно поврежденная стела, найденная недалеко от деревни Шалуф, рассказывает как раз достаточно, чтобы дать читателю частично понять, почему персидский царь построил канал.

«Я перс; из Персии я захватил Египет; Я приказал вырыть этот канал от реки по имени Нил, которая течет в Египте, до моря, идущего из Персии. Впоследствии этот канал был вырыт, как я приказал, и корабли пошли из Египта через этот канал в Персию, как я хотел».

К сожалению, из-за повреждений, нанесенных песками времени, стелы не могут быть окончательно датированы. Современные ученые, однако, сузили дату из-за художественных деталей на стелах, особенно изображения исследуемых народов и написания имени Дария. Джордж Кэмерон считал, что, поскольку те же самые субъекты были изображены на Суэцких стелах в виде блока с надписью из Персеполя, датированного 513 годом до нашей эры, значит, канал должен был быть построен примерно в том же году. Открытие единственной колоссальной статуи персидского царя Ахеменидов - Дария I - в 1972 году заставило другого ученого, Вальтера Хинца, датировать завершение строительства канала чуть позже 498 годом до нашей эры. Хинц полагал, что из-за похожего написания имени короля на Суэцких стелах и колоссальной статуе, статуя была отмечена на торжественной церемонии открытия канала в том же году. Дарий I еще раз осуществил мечту о соединении Востока и Запада через Суэцкий канал, но через некоторое время после его правления канал вышел из строя, и его пришлось снова рыть.

После относительно стабильного правления Дария I Египет снова вступил в период хаоса, когда коренные египтяне изгнали своих персидских владык, которые затем вернулись к власти Египта на очень короткое время. На смену персидскому правлению пришли греки, когда Александр Македонский изгнал персов в 332 году до нашей эры. Греки, правившие Египтом с того времени до 30 г. до н. Э., Известны как династия Птолемеев, и, согласно Диодору, именно Птолемей II (правил в 284–246 гг. До н. Э.) «Завершил ее и в наиболее подходящем месте построил оригинальный замок». Хотя уже было показано через подтверждающие первоисточники, что Дарий I завершил строительство канала во время своего правления, «завершение» канала Птолемеем II, вероятно, было комбинацией повторных раскопок участков, которые вышли из употребления за более чем 200-летний промежуток времени, и добавление замка. Птолемей II, как и его прославленный предшественник Сенусрет III, был очень активным строителем в Египте. Он - король, который заказал строительство легендарной Александрийской библиотеки и одного из чудес древнего мира - Александрийского маяка. Тогда строительство нового Суэцкого канала определенно соответствовало бы амбициозному характеру Птолемея II. Купцы с Востока путешествовали бы по древнему Суэцкому каналу, пока не достигли пелузийского рукава Нила, который затем привел бы их к береговой линии Средиземного моря. Затем они следовали за береговой линией, пока не заметили Александрийский маяк, который затем привел бы их в гавань Александрии, где они могли бы выгрузить свои товары. Прославленное правление Птолемея II было одновременно и высшей точкой, и конечной точкой для древних попыток построить Суэцкий канал; больше серьезных попыток соединить Восток и Запад через Суэцкий перешеек не предпринималось до современной эпохи.

Заключение

Желание создать мост - как материально, так и метафорически - между Востоком и Западом существовало с самого начала человеческой цивилизации. Люди всегда хотели обмениваться товарами и идеями с другими, живущими в дальних концах земли, но такая перспектива всегда представляла логистические проблемы. Проблема была исправлена ​​на разных этапах истории человечества путем создания сухопутных маршрутов, известных как Шелковый путь, затем развития морских маршрутов вокруг Африки, пока, наконец, не построили Суэцкий канал в девятнадцатом веке. Однако задолго до того, как был построен современный Суэцкий канал, было предпринято несколько успешных попыток соединить Запад с Востоком через канал. Первый Суэцкий канал, вероятно, был построен Сенусретом III, а его преемники из Нового Царства последовали его примеру, но именно в поздний период активность стала более заметной. Примерно за 350 лет три разных царя - Некау I, Дарий I и Птолемей II - из трех разных культур и династий, копали, заново копали и улучшали существующий Суэцкий канал. Древние попытки построить первые Суэцкие каналы доказывают, что способность соединить Восток с Западом так же стара, как сама мечта.