Регистрация Вход

Чем брак в Древнем Египте отличался от Современной концепции?

Беглый взгляд на древнеегипетское искусство показывает, что они ценили идею брака. Пары изображаются вместе в гробницах, и среди самых популярных предметов, найденных в гробницах современными археологами, были парные статуи, которые должны были изображать владельца гробницы и его жену. Современные ученые знают, что египтяне практиковали определенную форму брака, но было ли это похоже на современную концепцию? Подобно современному браку, древнеегипетские пары жили вместе, создавали семьи и в конце концов были похоронены рядом друг с другом.

Идея пар была важной частью египетского общества и тесно переплеталась с их теологическими идеями: жизнь начиналась с божественной пары, и в загробной жизни они верили, что важно иметь партнера. В этом смысле древнеегипетский брак мало чем отличался от современной концепции, поскольку это был договор между парой с сильным религиозным подтекстом. С учетом сказанного, древнеегипетская концепция брака в некоторых отношениях сильно отличалась от современной точки зрения. В Древнем Египте не было известной церемонии бракосочетания, и, несмотря на то, что Египет был довольно однородным обществом, брачные обычаи для не дворян отличались от обычаев знати.

Оглавление

Брак среди не дворян

Возможно, самое большое различие между древнеегипетской концепцией брака, как среди знати, так и среди не-знати, и современной идеей заключается в том, что в Древнем Египте не было церемонии бракосочетания. Не существует известного текста на египетском языке, описывающего свадебную церемонию, и на самом деле нет ни одного древнеегипетского слова, которое было бы эквивалентно браку. Но в отличие от сегодняшнего дня, когда пары, не состоящие в браке, регулярно живут вместе, совместное проживание между мужчиной и женой, по-видимому, равноценно браку, что видно в египетских текстах, где фраза “создать семью”, по-видимому, наиболее близка в их языке к слову “брак”.

Причины вступления в брак в Древнем Египте по большей части отличались от того, что практикуется в современных промышленно развитых странах, но мало чем отличались от того, что наблюдается во многих местах Третьего мира. Браки были частью договоренностей, направленных на объединение семей. Хотя браки между братьями и сестрами, как правило, были неслыханны для не знатных египтян, браки между двоюродными братьями и сестрами могли быть способом сблизить различные ветви большой семьи.

По сути, брак был экономическим начинанием, которое потенциально могло принести больше богатства в семью, но всегда имело потенциал для создания новых работников в виде детей. Особенно среди подавляющего большинства египтян, которые были крестьянами, большее количество детей, будь то усыновление или рождение, помогало семье быть более продуктивной. Короткий текст эпохи Нового царства из деревни Дейр-эль-Медина демонстрирует, насколько египтяне ценили концепцию семьи. В тексте работнику гробницы даже дается отцовство, чтобы он проводил время со своей женой и новорожденным ребенком: “Те, кто был (с) главным рабочим Панебом: Касой, его жена рожала, и у него было три выходных дня”.

Брак, возможно, был практическим и экономическим предприятием для большинства египтян, но он, как и большинство аспектов египетской культуры, глубоко укоренился в религии. Как уже говорилось ранее, идея божественных пар играла большую роль в египетской религии, и каждый хороший египтянин делал все возможное, чтобы повторить поведение своих богов и богинь. Египтяне также верили, что после того, как кто-то умер, если он или она прожили хорошую жизнь и выполнили надлежащие ритуалы, то он или она войдет в загробную жизнь. По сути, египтяне верили, что загробная жизнь была дубликатом этой жизни, поэтому, чтобы наслаждаться загробной жизнью в полной мере, в этой жизни нужно иметь большую семью. Несмотря на прочные теологические основы, на которых основывался древнеегипетский брак, время от времени в раю все еще возникали проблемы.

Проблемы брака в Древнем Египте

Хотя свидетельства показывают, что древние египтяне рассматривали брак как путешествие на всю жизнь и, если уж на то пошло, в загробную жизнь, существуют тексты, которые указывают, что не все браки были счастливыми. Ряд текстов, датированных Новым царством (около 1539-1075 гг. до н. э.) и Поздним периодом (728 г. до н. э. до христианской эры), свидетельствуют о том, что египтяне знали о потенциальных ловушках в браке и предпринимали соответствующие шаги для смягчения проблем. Если брак был расторгнут, муж и жена имели право на любое общее имущество, приобретенное совместно, хотя разделение имущества не было равным. Мужчина обычно получал две трети имущества, а женщина получала оставшуюся треть. Текст Нового Королевства из деревни рабочих в Дейр-эль-Медине показывает, что некоторые перспективные мужья даже были готовы подписать своего рода добрачное соглашение, которое, по-видимому, было составлено семьей невест, чтобы избежать “развода”. В тексте говорится:

“Пока Аминь терпит, пока правитель терпит, если я откажусь от своего слова и брошу дочь Тенер-Монту в будущем, я получу 100 ударов и буду лишен всего имущества, которое я приобрету вместе с ней”.

Приведенный выше текст встречается редко, но указывает на то, что египтяне в Новом царстве осознавали, что не все браки будут работать. Как и в случае с браком, у египтян не было эквивалентного слова для “развода”, но их правовая система признавала прекращение брака и право жены на часть семейного имущества. Начиная с седьмого века до нашей эры, ряд текстов был написан демотическим шрифтом египетского языка, который современные ученые называют “брачными контрактами". Контракты, большинство из которых были написаны задолго до того, как пары поженились, носят экономический характер, в них излагается, на что имеет право жена, если ее муж “откажется” от нее. В большинстве контрактов жена имеет право на одну треть имущества супругов, как упоминалось выше. Семья действительно находилась в центре египетского незнатного общества, но факты показывают, что не все египтяне следовали традиционному пути вступления в брак молодыми и создания семьи.

Знакомства в Древнем Египте

Среди подавляющего большинства египтян браки заключались по экономическим и социальным причинам, но есть свидетельства того, что некоторые египтяне отказались от помощи своей семьи, чтобы найти себе супруга, и вместо этого вступили в брак самостоятельно. Это не означает, что в Древнем Египте была сцена “свиданий”, которая была чем-то похожа на то, что существует сегодня, но существует ряд сохранившихся “любовных чар”, которые указывают на то, что некоторые египтяне предпочитали выбирать себе пару. Большинство сохранившихся любовных амулетов датируются периодом Птолемеев (332-30 гг. до н. э.), но одно из них, относящееся к Новому царству, показывает, что некоторые египтяне любили погоню так же сильно, как некоторые люди сегодня. Следующий текст призывал силу Хатхор, египетской богини любви:

“Приди (сделай) [женское имя], рожденное от [имени], приди за мной, как корова за кормом; как служанка за своими детьми; как пастух (после) своего стада. Если они не заставят ее прийти за мной, я подожгу (подожгу) Бусириса и сожгу (Осириса).

В тексте никогда прямо не говорится, хотел ли мужчина, чтобы конкретная женщина стала его женой, или он желал ее по чисто плотским причинам. В конце концов, древние египтяне, как и все люди, были подвержены многим из тех же импульсов, которые могли привести к делам, которые не были бы хорошей ситуацией, если бы их обнаружили. Для этих случаев, а также для супружеских пар, которые хотели управлять размером своих семей, существовали варианты контроля над рождаемостью. Ряд дошедших до нас медицинских папирусов из Нового царства свидетельствует о том, что у египтян были различные рецепты для контроля над рождаемостью, хотя их эффективность сомнительна. Один рецепт требовал помещения ворса в устье матки перед половым актом, в то время как другие требовали вагинального вливания меда, и, возможно, самым странным было использование крокодильего навоза. Как отмечает Нанн, некоторые из рецептов, а именно навоз крокодила, возможно, предназначались для того, чтобы оттолкнуть человека!

Брак среди египетских королевских особ

Богословские причины королевского брака были во многом такими же, как и для не королевских особ, и процесс, с помощью которого пары были подобраны, также был похож. Брачные соглашения заключались для того, чтобы сохранить богатство в семье или привнести в нее больше, и, что наиболее важно, королевские браки были способом укрепления политических союзов. Существует распространенное заблуждение, что древние египтяне были страстными сторонниками кровосмесительного брака и что кровосмесительный секс в целом был довольно распространенным явлением, но свидетельства показывают, что это было почти неслыханно среди простолюдинов и относительно редко среди знати, причем больше всего это происходило во времена Восемнадцатой и Девятнадцатой династий Нового царства (ок. 1539-1306 до н. э.).

Самым известным случаем королевского кровосмешения в Новом королевстве был брак Хатшепсут (правил около 1490-1469 гг. до н. э.) со своим сводным братом Тутмосом II (правил около 1494-1490 гг. до н. э.). Эти двое, вероятно, никогда не встречались друг с другом до их брака, и в течение этого времени Хатшепсут служила одной из младших королев короля до его смерти, когда она затем приняла мужской титул короля, несу, из Египта. Этот пример также показывает, что полигамия была распространена среди членов королевской семьи, хотя она была относительно редкой среди египтян, не принадлежащих к королевской семье. Причина, по которой общественное мнение о кровнородственных браках было распространено в Древнем Египте, вероятно, связана с периодом Птолемеев.

Когда греческие Птолемеи правили Египтом, они пытались сделать это как законные египетские цари и царицы, адаптируя обычаи и культуру, по крайней мере внешне, египтян. Однако в своем стремлении казаться законными египтянами Птолемеи неверно истолковали некоторые элементы культуры фараонов. Большинство Птолемеев, за исключением некоторых более поздних правителей, никогда не утруждали себя изучением египетского языка и поэтому, вероятно, неправильно понимали природу египетских текстов, которые им читали.

Например, во многих текстах фараонов супружеские пары часто называли друг друга “братом” и “сестрой”, что, по-видимому, привело их к убеждению, что кровосмесительный брак был обычной египетской практикой. Птолемей II (правил 284-246 гг. до н. э.) принял это неправильное толкование египетского языка и использовал его для узаконивания кровнородственного брака, женившись на своей родной сестре Арсиное. Большинство преемников Птолемея II последовали его примеру, поскольку семь из тринадцати более поздних Птолемеев заключили такие браки.

Заключение

Брак в Древнем Египте, безусловно, сильно отличался от сегодняшнего в современном мире, особенно в промышленно развитых странах, но были и некоторые сходства. Хотя официальной церемонии бракосочетания не проводилось, молодые египтяне всех сословий должны были вступать в брак, чтобы укрепить свои семьи и обеспечить помощь и дружеское общение в загробной жизни. Египетские королевские особы вступали в брак по многим из тех же причин, но когда греческие Птолемеи правили долиной Нила, они узаконили практику кровосмесительных браков, которые сегодня многие ошибочно связывают со всем Древним Египтом.