Регистрация Вход

Как Ионическое восстание (499–493 гг. До н.э.) изменило Древний мир?

Ионическое восстание (499–493 гг. До н.э.) было восстанием греческих городов-государств против правления Персидской империи. Это восстание стало серьезным вызовом для Персидской империи, но в конечном итоге было побеждено. Тем не менее Ионическое восстание должно было иметь ряд последствий для Персидского и Греческого миров.

В краткосрочной перспективе восставшие города-государства быстро выздоровели и должны были процветать веками. Однако Ионическое Просвещение или Пробуждение, ознаменовавшее зарождение древнегреческой философии и науки, было эффективно прекращено подавлением восстания армией и флотом императора Дария. Наконец, восстание должно было вызвать серию событий, которые привели к греческой и персидской войнам, которые изменили древний мир.

Оглавление

Миграция греков в Малую Азию во время средневековья греков

Во время так называемого греческого средневековья многие греки мигрировали на Эгейское побережье Малой Азии в Турции. Здесь эолийцы, дорийцы и ионийцы основали поселения, которые стали городами-государствами. Иония была территорией, населенной ионийскими племенами, и состояла из двенадцати городов. Они были независимы, но жили в общих местах поклонения и регулярно сотрудничали. Иония стала очень богатой, особенно Милет, и в VI веке он был важнейшим культурным центром греческого мира.

Восходящее королевство Лидия, управляемое знаменитым королем Крезом, завоевало эти греческие города-государства. Города-государства смогли обеспечить большую автономию и продолжали процветать под лидийцами. Это положение было нарушено подъемом Персидской империи, базирующейся в современном Иране, который часто считается первой «Мировой Империей». Кир Второй, иногда известный как Великий, завоевал Мидийскую и Нововавилонскую империи и аннексировал Лидийское царство, тем самым основав Империю Ахеменидов, первую Персидскую империю.

Кир также присоединил к себе греческие города в Ионии. Монарх Ахеменидов и его преемники уважали местные обычаи и религии и предоставили регионам значительную автономию. Тем не менее, ионийские греки, которые были очень урбанизированными, и их демократические политические системы оказались очень трудными для того, чтобы вписаться в эту систему.

Кир назначил своего сына Дария, который принял местных правителей с диктаторскими полномочиями для управления греческими городами, которые были подотчетны персидскому сатрапу или правителю и этой политике. Это вызвало большие волнения в таких городах, как Эфес и Колофон, которые традиционно были демократическими странами, но местный персидский сатрап проигнорировал это.

В 500 г. до н.э. сатрап Малой Азии провел собрание с правителями, которые управляли ионическими городами от имени Дария. Между тиранами, как их называли, росло соперничество. Каждый стремился расширить свои территории за счет соседей. Чтобы сохранить мир и стабильность в Ионии, правители были вынуждены вступить в союз и отказаться от нападений друг на друга. Однако в 499 г. до н.э. Аристагор, тиран Милета, стремился завоевать независимый остров Наксоса и присоединить его к своим территориям. Он пытался заручиться поддержкой своих собратьев-ионийских тиранов, но они отказались. Затем Аристагор заручился поддержкой некоторых могущественных персов и стремился завоевать Наксос во имя Дария

Однако это вторжение на Наксос было военной катастрофой, и он задолжал некоторым из своих покровителей большие деньги. Аристагор знал, что его могут посадить в тюрьму или казнить за неудачу на Наксосе. Тиран Милета решил сделать ставку на восстание. Он разработал смелый план; он призвал другие ионические города свергнуть своих проперсидских правителей и восстановить прежнее правительство. Регион созрел для восстания. Ему удалось спровоцировать серию революций в Ионии, в результате которых жители изгнали или убили своих проперсидских правителей. Насилие также распространилось на эолийские и дорийские греческие общины на Эгейском побережье.

Ионическое восстание

Аристагор знал, что персы не примут независимость Ионии и что Дарий будет стремиться быстро вновь завоевать регион с огромной армией. В отчаянии он отправился в Спарту, чтобы заручиться помощью самого могущественного государства Греции. Когда она отказалась, он путешествовал по Греции в поисках людей, денег и кораблей. Только афиняне и эретиане согласились оказать помощь ионийским повстанцам, которых они считали своими собратьями.

Более того, оба эти города были демократическими, и страстные мольбы Аристагора повлияли на народные собрания. Афиняне и эретиане послали большое количество гоплитов и кораблей для поддержки ионийцев. Прибытие этих подкреплений убедило мятежника перейти в наступление в 498 году до нашей эры. Союзники двинулись на главный город Сардиса и сожгли большую часть города, но не смогли захватить цитадель. Мятежники отступили к Эфесу, но были снесены крупными персов. Аристагор решил продолжить восстание и убедил другие греческие города присоединиться к нему и даже убедил карийцев присоединиться к антиперсидскому союзу.

Затем к восстанию присоединились различные королевства на острове Кипр, но афиняне отказались от их поддержки. В 497 г. до н.э. персидский император послал трех своих зятей с большой армией, чтобы подавить восстание. Вскоре они вернули Кипр к повиновению и казнили его правителей. Часть армии Дария смогла победить карийцев в битве на реке Марсий. Милетские силы присоединились к остаткам карийской армии, но солдаты Дария сильно разбили эту новую армию. Персидский полководец приказал атаковать карийцев, предположительно, чтобы положить конец их сопротивлению.

Однако они раскрыли план, устроили ночную засаду и уничтожили силы противника со всеми его генералами. Эта атака принесла повстанцам некоторую передышку. В следующем году персы изменили свою стратегию и напрямую атаковали ионические города, осадили и захватили несколько городов. Аристогрос знал, что его восстание обречено, и бежал во Фракию, где позже был убит. Милетцы и другие продолжали бросать вызов Дарию, и они поверили в свой большой флот.

Персидские командиры собрали значительную военно-морскую группу, состоящую из подчиненных им народов, особенно финикийцев. Эта армада отплыла в Ионию и встретила флот повстанцев в Ладе в 494 году до нашей эры. Более крупный персидский флот полностью разгромил флот повстанцев. Кроме того, в 494 г. до н.э. армия Дария захватила город Милет, который был опустошен. К настоящему времени восстание без лидера рухнуло, и Иония была повторно включена в состав Персидской империи, а к 493 году до нашей эры рухнули последние остатки сопротивления Дарию.

Воздействие на Ионию

Греческим городам-государствам удалось быстро восстановиться, и вскоре они смогли обеспечить высокий уровень автономии. Персидская империя была децентрализованной, и они не стремились управлять ионийцами напрямую. Это была подчиненная Империя, и она не хотела завоевывать земли и народы, но требовала, чтобы они платили налоги и предоставляли своим сатрапам солдат и корабли, когда их просили.

Дарий хотел, чтобы города-государства оставались процветающими, чтобы продолжать предоставлять ему дань и особенно корабли. Персидский император был дальновидным правителем, и его политика милосердия оказалась успешной. Во время двух вторжений в Грецию ионийцы снабдили своих персидских повелителей матросами и кораблями. Количество судов указывает на то, что они быстро оправились после восстания. Города продолжали процветать веками, вплоть до Византийской империи. В культурном отношении они даже оставались греческими на протяжении веков.

Конец ионического просвещения

Иония была одной из колыбелей западной философии и науки. Традиционно в ионических городах зародилась греческая наука и философия. Богатство Ионии сделало это возможным. Кроме того, Иония находилась под влиянием интеллектуальных традиций Вавилона и Египта. Здесь впервые на Западе люди предлагали объяснения происхождения Мира, не обращаясь к какому-либо божеству. Они использовали разум и наблюдения для разработки теорий о природе Мира. Фалес из Милета (VI век до нашей эры) был, вероятно, первым философом и ученым западной традиции. Он утверждал, что жизнь пришла из моря, а также был астрономом и успешно предсказал затмение. Философ и математик Пифагор был родом из Самоса. Ксенофан был еще одним важным философом, критиковавшим греческий политеизм и, возможно, первым монотеистом.

Великое восстание не разрушило процветающую интеллектуальную жизнь региона, как это видно в трудах великого философа Гераклита или трудах историка и географа Гекатея. Однако великое восстание и последующее правление тиранов вынудили многих мыслителей уйти. Более того, у философов больше не было интеллектуальной свободы или покровительства, необходимых для их исследований, а исследования и интеллектуальная жизнь пришли в упадок в течение десятилетий после того, как Дарий подавил восстание. Многие мыслители и ученые после краха восстания много путешествовали по греческому миру и распространяли идеи ионического пробуждения. Эти ионийцы сыграли решающую роль в развитии философии в других частях эллинского мира, особенно в Афинах. Хотя Ионическое восстание привело к концу первого этапа древнегреческой философии.

Греко-персидские войны

Греческий историк Геродот утверждал, что Ионическое восстание было очень важным в истории, потому что оно положило начало греко-персидским войнам. Участие афинян и эретян в восстании сильно разозлило Дария. Ионическое восстание дестабилизировало часть его империи, и он опасался повторения этого в будущем. Согласно Геродоту, Дарий приказал своим слугам ежедневно напоминать ему об афинянах и их роли в восстании. Вероятно, это литературное изобретение.

Однако персы были обеспокоены потенциальными беспорядками в западных пределах своей империи. Афины оказались угрозой их интересам, и опасались, что это может спровоцировать новые восстания в будущем. Это должно было привести к первому вторжению персов в Грецию. Это можно считать карательной экспедицией, направленной на наказание тех, кто поддерживал ионийских повстанцев.

В 490 г. до н.э. персидские десантные силы атаковали несколько греческих городов и островов, прежде чем приземлиться недалеко от Афин. Афиняне победили их в битве при Марафоне 490 г. до н.э. Это поражение сделало Дария более решительным, чем когда-либо, наказать афинян, но он умер, не успев вторгнуться в Грецию. Таким образом, поражение при Марафоне не положило конец амбициям персов по подчинению греков. Ксеркс, преемник Дария, хотел наказать афинян, но хотел завоевать всю Грецию. Он начал второе вторжение в Грецию и двинул свою армию через Балканы на территорию Греции, но позже потерпел поражение на море у Саламина и на суше на Плате. Весьма вероятно, что если бы не Ионическое восстание, персидские нападения на материковую Грецию могли бы и не произойти. Это восстание вызвало две значительные войны, и эти конфликты непосредственно привели к возвышению Афин и Спарты и ослабили Персию.

Заключение

Ионическое восстание было обреченной попыткой восстановить независимость греческих городов-государств. Однако это было серьезным испытанием для персов, сверхдержавы того времени. Однако ионические города смогли быстро восстановиться благодаря милосердию и прагматизму Дария. Города-государства изменились, и они больше не были яркими культурными центрами. Восстание было концом ионийского Просвещения. Тем не менее, он также помог распространить свои идеи по греческому миру, что было очень важно для развития античной философии и науки. Другим важным последствием восстания было то, что оно явилось одной из первопричин греко-персидских войн, которые сыграли столь важную роль в развитии античности и эволюции западного мира.