Регистрация Вход

Как афиняне выиграли Марафонскую битву?

Немногие сражения в древнем мире оказали такое же влияние на историю, как Марафонская битва. Битва стала кормом для множества книг, документальных фильмов и фильмов, которые часто изображают событие как важную битву в экзистенциальной борьбе между европейской свободой и восточным деспотизмом. Реальность Битвы марафонов гораздо менее гиперболична и гораздо сложнее, чем часто изображают популярные СМИ, хотя она была не менее важной.

Оглавление

Кто выиграл Марафонскую битву?

Битва при Марафоне стала поворотным моментом в греко-персидских войнах (499–449 гг. До н.э.). Он остановил могущественный персидский военный джаггернаут Ахеменидов, который грозил затопить всю Грецию и поставить греческий народ под свою тиранию. «Великий царь» Дарий I (правил 522-486 до н.э.) империи Ахеменидов безжалостно подавил Ионическое восстание (499-493 до н.э.) греко-анатолийских городов-государств, которое оказалось первым раундом греко-персидского Войны и события, поставившие тогда не столь важный город-государство Афины прямо на путь персидской агрессии. Афиняне поддержали своих греко-ионийских кузенов в восстании, тем самым сделав их вечными врагами персов и вынудив Дария I послать большие десантные силы вторжения в Афины в 490 году до нашей эры. Несмотря на численное превосходство.

Какие преимущества имели афиняне в Марафонской битве?

Афиняне были явно проигравшими в битве при Марафоне, но добились убедительной тактической и моральной победы по нескольким материальным и нематериальным причинам. Среди реальных причин афинской победы было высокое качество их командиров, особенно Мильтиада, который знал возможности и ограничения своих сил и того, что они могли ожидать от персов. Афинские командиры были знакомы с местностью и использовали ее соответственно, вместо близоруких персидских командиров, которые полагались почти исключительно на свою численность.

Средний греческий воин, известный как гоплиты , был лучше экипирован, чем их персидские коллеги, что оказалось жизненно важным на более поздних этапах битвы. Наряду с материальными и стратегическими факторами, которые привели афинян к победе, было несколько нематериальных факторов, которые учитывали их в пользу, в том числе их любовь к свободе и правам граждан, которых они не хотели терять; страх перед тем, что персы сделают с их городом и семьями, если проиграют битву; и стыд за то, что они не сделали больше, чтобы помочь своим кузенам-ионийским грекам в трудную минуту.

Что было Ионическим восстанием?

Событием, которое поместило Афины, а затем Спарту и большую часть Греции в прицел персов, было их участие в Ионическом восстании. Греческие города-государства в прибрежном районе современного национального государства Турции, которое в древности было известно как «Иония», в начале V века до нашей эры находились под твердым контролем ахеменидских персов в качестве «сатрапии» или провинция. Иония была указана как сатрапия Ахеменидов в персидских надписях от Персии до Египта. Об этом написал греческий историк V в. До н.э. Геродот, который отмечал, что провинция была довольно прибыльной. Он поставлял ежегодную дань в 400 талантов серебра. Греки с материка продолжали торговать со своими ионийскими кузенами и поддерживали разумные дипломатические отношения с персами до тех пор, пока в Ионии в 499 г. до н.э. не развернулись события, которые навсегда настроили их друг против друга.

Дела в Ионии пошли быстро после того, как Гистей - грек, назначенный персами править ионическим городом Милет в качестве марионеточного тирана - покинул город по делам и был временно заменен человеком по имени Аристагор. Новый тиран смотрел через Эгейское море на Афины как источник вдохновения. Этот город недавно сверг свою тиранию и заменил ее демократией - Аристагор попытался сделать то же самое в Милете. Вскоре весть о том, что сделал Аристагор, распространилась по Ионии и по всем греческим городам Анатолии, и многие последовали его примеру и изгнали своих тиранов. Эти действия были расценены Дарием I как восстание, который вскоре послал большие силы, чтобы подавить растущее волнение.

Аристагор знал, что ионийские греки не могут победить империю Ахеменидов в одиночку, поэтому он отправился в Грецию, чтобы обратиться к двум самым могущественным городам-государствам, Спарте и Афинам. Он неправильно оценил стремление суровых спартанцев к богатству, которые отвергли его, заявив, что время вдали от их города будет слишком долгим. Затем Аристагор отправился в Афины, где он изменил свою позицию, апеллируя к братским связям между Афинами и Милетом, поскольку именно афиняне основали Милет. Мольба была в некоторой степени успешной, поскольку афиняне согласились послать двадцать триер, хотя это было намного меньше, чем желал Аристагор.

Результаты Ионического восстания оказались катастрофическими для Аристагора и греков. После разграбления древнего лидийского города Сарды греки были отброшены превосходящими силами персов. Аристагор бежал из региона и умер в изгнании, в то время как выжившие афиняне отплыли обратно в Грецию, вероятно, думая, что они слышали последнее слово персов. Но, согласно Геродоту, Дарий I, как сообщается, сказал своим советникам: «Даруй, о Боже, я могу наказать афинян». После жестоких карателей против ионийских греков, Дарий I собрал самый большой флот, который когда-либо видел мир, для вторжения в Грецию.

Паруса Персидского флота

Первоначальный персидский флот возглавлял командующий по имени Мардоний, но большая часть флота была уничтожена, когда он пытался плыть вдоль береговой линии Эгейского моря. Хотя тысячи людей и сотни кораблей были потеряны в море, Империя Ахеменидов располагала почти неограниченными ресурсами, поэтому Дарий I назначил другого командующего по имени Датис, чтобы тот возглавил другой флот в Грецию. Конкретный приказ Датиса состоял в том, чтобы «обратить Афины и Эретрию в рабство» за их роль в Ионическом восстании.

Хотя Эретрия была гораздо меньшим городом-государством, сосед Афин также послал триеры для поддержки ионийских греков, поэтому они также навлекли на себя гнев Дария I. Вместо того, чтобы следовать за береговой линией Эгейского моря, как это трагически сделал Мардоний, Датис решил взять флот прямиком через Эгейское море, попутно перепрыгивая через многочисленные острова Киклады. Когда персидский флот прибыл в Грецию, Датис повел его прямо в Эретрию, чтобы научить их меньшему и послать знак афинянам. Геродот писал:

«Персы вошли, обнажили храмы и сожгли их в отместку за сожженные храмы Сард, и, следуя приказу Дария, увели всех жителей в рабство».

Как только афиняне узнали о судьбе Эретрии, страх в городе, должно быть, стал ощутимым. Афиняне знали, что персидская армия движется в их направлении следующей и что сделка практически невозможна. Хотя Геродот не приводит цифр о численности персидской армии, все современные ученые сходятся во мнении, что она была больше, чем все, что могли выставить афиняне. Хотя это число включает моряков, высокая оценка составляет около 90 000 человек, в то время как низкая оценка оценивает это число от 12 000 до 15 000 военнослужащих. Какое бы число ни было правдой, афиняне были в меньшинстве и столкнулись с реальной угрозой. Но страх, который испытывали афиняне после разрушения Эретрии, мог на самом деле работать им на пользу во время битвы, потому что они знали, что умрут, если не победят. Их семьи будут проданы в рабство.

Как афиняне победили персов в битве при Марафоне?

Ключом к любой победе на поле боя обычно является результат превосходного планирования. Греческие полководцы во главе с Мильтиадом проявили свою смекалку, правильно мобилизовав свои войска, выбрав место и время для сражения с персами и проявив творческий подход в своих стратегиях перед лицом подавляющего числа. Афиняне знали, что для противодействия численности персов им нужно собрать всех, кого они могут, для своего дела, поэтому они начали с обращения за помощью к своим союзникам, спартанцам. Хотя Спарта и Афины были соперниками на протяжении большей части эллинской истории, они были союзниками против персов во время греко-персидских войн.

Мильтиад знал, что воинственные спартанцы могут дать им преимущество против персов, поэтому он послал гонца с просьбой о помощи. Марафонская битва произошла 11 сентября, что совпало с важным спартанским религиозным праздником, посвященным Аполлону Карениосу, поэтому афинянам пришлось искать помощь в другом месте.

Однако Мильтиад не стал тратить время на ожидание спартанцев. Он мобилизовал все афинское население, чтобы все мужчины в возрасте от восемнадцати до сорока двух лет либо сражались с прибывшими персами, либо стояли на страже города в ожидании возможной осады. В Афинах не было профессиональной постоянной армии в современном понимании, но ее люди составляли своего рода «ополчение», которое могло сражаться в кратчайшие сроки. Несмотря на то, что афиняне не являлись официальной армией, они были хорошо экипированы и имели опыт ведения войны.

После мобилизации афинян Мильтиад и другие генералы должны были решить, как они будут сражаться с персами. Некоторые афиняне считали, что лучше всего дождаться персов и сразиться с ними в осаде, но Мильтиад знал, что такое предприятие обречено на провал после того, как увидел, что случилось с Эретрией. Мильтиад утверждал, что им необходимо встретиться с персами, как только они высадят свои корабли на землю, чтобы поддержать их численное превосходство. Афиняне выбрали равнину возле города под названием Марафон, чтобы вступить в бой с персами, потому что она была недалеко от того места, где персы выходили на берег, и была священной для греческого полубога Геракла.

Афиняне могли собрать около 10 000 гоплитов и были увеличены на 1 000 человек от их греческих союзников в Платеях. Как только афиняне выбрали место, они не стали напрямую вступать в бой с персами, которые разбили лагерь у берега, а постепенно продвигались в течение нескольких дней, рубя деревья на ходу. Когда они прибыли на поле битвы, они были защищены с тыла и флангов крутыми холмами, что сделало персидскую кавалерию бесполезной и зажало их в узком месте. При несколько более благоприятных шансах Мильтиад был готов повести своих людей в бой.

Затем Мильтиад инициировал две стратегии на поле боя, которые оказались фатальными для персов. Он сосредоточил свои лучшие войска на флангах греческой линии, а не в центре, где лучшие войска традиционно сражались в битвах той эпохи. Как только его войска выстроились в линию, он приказал своим людям атаковать линию Персии почти на одну милю. Хотя можно было подумать, что бегство в бой вызовет сопротивление войск и, следовательно, будет контрпродуктивным, в данном случае это привело к тому, что персидская стрельба из лука и кавалерия стали бесполезными. Когда две армии вступили в бой, греческий центр уступил место, но это было частью окончательной стратегии Мильтиада, как заметил Геродот:

"Афиняне с одной стороны и платейцы с другой стороны одержали победу. Взяв верх, они оставили побежденного врага, чтобы бежать, и, соединив два крыла в единое целое, обратили свое внимание на персов, прорвавшихся в центре. И здесь они снова торжествовали, преследуя разбитого врага и рубя его, пока тот не подошел к морю». В этот момент Датис взял то, что осталось от флота, и попытался плыть по морю в Афины. Геродот писал, что персы бросили якорь за пределами афинской гавани, прежде чем отплыть обратно через Эгейское море в Ионию.

Другие факторы афинской победы

Хотя планирование и стратегии Мильтиада на поле боя являются основными причинами, по которым афиняне победили в Марафоне, следует учитывать несколько других факторов. Нельзя недооценивать тот факт, что греки имели права как граждане и были первыми, кто сформулировал абстрактную идею «свободы», которая сегодня часто принимается как должное. Афиняне только что свергнули свою тиранию в 510 году до нашей эры, поэтому большинство людей, сражавшихся при Марафоне, знали, что, если они проиграют битву, она вернется к старой системе. За свободу стоило бороться, и, по словам Геродота, она заставляла афинян сражаться лучше.

«Ибо, хотя они были угнетены тиранами, они не добились большего успеха в войне, чем любой из их соседей, но после того, как иго было сброшено, они оказались лучшими борцами в мире».

С другой стороны, все персидские воины были подданными Великого царя и не имели реальных прав как личности. Кроме того, большая часть персидской армии состояла из людей из завоеванных персов народов, что означает, что у большинства из них была сомнительная лояльность.

Наконец, средний греческий солдат был лучше вооружен, чем даже элитные воины персидской армии. Среднестатистические греческие солдаты, известные как гоплиты, были хорошо вооружены большими щитами, бронзовыми шлемами, бронзовыми пластинчатыми корсетами и металлическими наголенниками для защиты голеней и икр. Их основным оружием было длинное колющее копье, которое они использовали в стене щита фаланги , и они также носили кинжалы для ближнего боя. Напротив, «Бессмертные», которые были элитными солдатами персидской армии, были вооружены стегаными корсетами, плетеными щитами и носили копья и луки. По сути, персы были лучше вооружены, что было основной причиной того, что почти 7000 их людей были убиты по сравнению с примерно 200 греками.

Заключение

Сражение при Марафоне было одним из самых важных сражений в древнем мире, если не во всей истории, потому что оно временно остановило продвижение на запад Персидской империи Ахеменидов и вызвало сплоченный клич союзных греческих городов-государств. Хотя афиняне и их союзники-платейцы были в меньшинстве в Марафоне, они одержали решающую тактическую и моральную победу по нескольким причинам.

Греки сражались упорнее, чем их персидские противники, потому что у них была свобода проигрыша и страх перед тем, что персы сделают с их городом и семьями из-за их участия в Ионическом восстании. Самое главное, что афинянами руководил Мильтиад, который проявил себя военным гением. Он выбрал время и место, чтобы сразиться с персами, чтобы свести на нет их численное превосходство, тем самым дав победу Афинам.