Регистрация Вход

Как развивалась концепция рая?

Идея рая сегодня ассоциируется с основными монотеистическими религиями. Однако корни этой концепции более сложны и развиваются из земных идей и религиозных структур.

Оглавление

Ранние События

В ранней шумерской цивилизации, происходящей из древней Месопотамии, боги считались живущими в саду, изолированном от людей. В истории Гильгамеша, одной из первых в мире эпических сказок, она описывает героя Гильгамеша, путешествующего в сад, далеко от человеческой цивилизации, чтобы найти Утнапишти. Этот человек является эквивалентом и, вероятно, повлиял на развитие библейского Ноя, поскольку в обеих историях он был спасен от великого потопа, построив большую лодку, чтобы спасти себя, свою семью и различных животных. В случае Гильгамеша, поскольку Утнапиштиму было позволено жить вечно, Гильгамеш отправляется к нему, чтобы тоже обрести вечную жизнь. Рай также описывается не только как место растений и садов, но и как место, где есть драгоценные камни и жемчуг. В общем, это место, наполненное роскошными предметами и красивое. Очень ранняя табличка, в которой обсуждается область богов, описывает ее как сад, отражая, что сады и рай были связаны в самом начале. В различных мифологиях и историях потенциальное местонахождение богов может находиться в Месопотамии, Дилмуне (ныне Бахрейн), Ливане или, возможно, в других местах. Хотя спорно, каким был этот регион или где он находится в сознании шумеров, он явно ассоциируется с мирным и красивым местом, где боги живут вдали от людей.

Эта концепция сада и священного места для богов продолжалась с 3-го по 1-е тысячелетие до н. э. и повлияла на практические архитектурные разработки в священных сооружениях. Весьма вероятно, что храмы, построенные в это время, часто имели сады на своих территориях, хотя сады не сохранились там, где были раскопаны храмы Несмотря на отсутствие сохранности, мы часто видим большие пространства между физической структурой храма, в данном примере зиккуратом бога Мардука в Вавилоне, и ограждающей стеной (рис.1). Это может означать, что пространство между храмовым сооружением и стеной было садом, который, вероятно, представлял собой область священных жилищ богов, а святое сооружение внутри было внутренним святилищем, в котором обитал бог. Кроме того, в этом саду, хотя до сих пор мало что известно о его значении, в шумерской мифологии развивается концепция священного Дерева Жизни. Эта концепция, вероятно, была очень похожа на Древо Жизни, найденное позже в Библии (рис. 2).

Райские события

Слово “рай” происходит от аккадского и персидского слов (пардесу-аккадское) и (паридайда на древнеперсидском языке). Этот термин, по-видимому, специально относится к сооружениям или ограждениям, возможно, связанным с огороженными садами храмов, о которых говорилось ранее. Однако вскоре эти сады начали встречаться и в других районах, в том числе во дворцах или в качестве увеселительных садов для членов королевской семьи. Другими словами, концепция садов как идеального окружения распространяется и на более светские сооружения. Фактически, сады стали очень популярными в качестве королевских территорий в Нео-Ассирийской и Нео-Вавилонской империях (IX-VI вв. до н. э.), распространившись на различные персидские империи, такие как Ахемениды, Парфяне и Сасаниды, которые в конечном итоге оказали влияние на исламские империи и государства, возникшие в 1-м тысячелетии н. э. Мы все еще можем видеть эти сады такими, какими они представлялись персам сегодня (рис. 3).

С приходом греков на Ближний Восток во времена Александра Македонского аккадско-персидский термин используется греками, которые теперь ассоциируют этот термин как сад с животными и начинают воспринимать его как часть своей культуры. Это, возможно, отражает изменение, которое претерпели эти сады, от того, что они обычно ассоциировались с храмовой архитектурой, до того, что они также стали королевскими парками, окруженными зонами для королей в западных обществах. Концепция королевского сада развивается дальше в Риме и начинает проявляться в их больших дворцах и больших домах, распространяясь на различные части Европы.

Для развивающихся религий 1-го тысячелетия до н. э. и более поздних, в частности иудаизма и зороастризма, начинает развиваться концепция рая. Мы видим в еврейской Библии историю Бытия, в наибольшей степени представляющую, как выглядит этот рай, как место, где до греха жили Адам и Ева вместе с животными и Священным Деревом Жизни и Древом Познания Добра и Зла. Раннее христианство и ислам также развивают концепции рая как садов, в которых будут обитать праведники.

Современное Понимание

Современное использование рая смещается между земным местом или небесным царством. Интересно, однако, что концепция совершенства, впервые проявленная шумерцами, сохраняется. Это совершенство было продемонстрировано в виде садов, с животными и драгоценными камнями в месопотамском и персидском понимании. На самом деле, эта идеализированная обстановка все еще доминирует в наших представлениях о священном месте. Это также верно и для более светских рассуждений, поскольку сады или деревья часто используются для описания областей, которые многие культуры рассматривают как тип рая. Например, изображения в голливудских фильмах, как правило, имеют эту идеальную, наполненную садом обстановку как форму рая.

Заключение

Дорога, которая в конечном итоге формирует наше религиозное и светское понимание рая, по-видимому, берет свое начало в древнем Шумере, где сады впервые описываются как священное место обитания богов. Эта мифология сыграла практическую роль в создании садов в храмах, а затем во дворцах и королевских парках. На самом деле, таково же происхождение наших современных парков-садов, хотя сейчас они стали более светскими по своей концепции. Тем не менее, шумерская, аккадская и персидская концепции рая начинают оказывать влияние на основные религии, которые мы имеем сегодня. Эти религии, в свою очередь, влияют на более светские представления об идиллическом месте, часто имеющем деревья или какое-то уединение.