Регистрация Вход

Какое влияние оказал Евмен на эллинистический мир?

После смерти Александра Великого его Империя попала в руки ряда амбициозных военачальников, которые стремились захватить как можно больше земель и власти. Большинство из них были бывшими командирами армии Александра и македонской знатью. Однако одним из преемников или диадохов Александра был грек по имени Эвмен Кардийский (361 - 316 гг. До н.э.).

Эвмен стал одним из ведущих игроков в первых двух войнах диадохов и проявил значительные военные способности. Эвмен сейчас в значительной степени забытая фигура, но он оказал решающее влияние на эллинистический мир. Несмотря на то, что он был одним из немногих греков в македонской армии, он пытался сделать так, чтобы династия Аргеадов в Македонии оставалась монархами объединенной Империи. Если бы он преуспел, он бы изменил курс эллинистического мира.

Оглавление

Задний план

Эвмен, вероятно, родился в Кардии и имел греческое происхождение. Его отец поступил на службу к македонским монархам древней династии Аргеадов, и вполне вероятно, что Эвмен был членом знати. Есть рассказы, что он был сыном возчика, но вряд ли это правда. Скорее всего, молодой Евмен привлек внимание короля Филиппа II и вскоре стал частью его ближайшего окружения и дружил с молодым Александром Великим. Евмен оставался рядом с Александром до самой его смерти. Евмен также сопровождал Александра в его завоевании Персидской империи. В конце концов, в 330 г. до н.э. он стал главным секретарем Александра и хранителем Королевских архивов. Хотя это не было особенно гламурным положением, но оно дало Эвмену реальную силу и продемонстрировало, что Александр ему доверяет.

Евмен играл центральную роль в управлении территориями, завоеванными великим царем. Похоже, что во время вторжения в Индию этот Евмен получил командование воинской частью и приобрел бесценный опыт. Однако он часто конфликтовал с лучшим другом Александра и вероятным любовником Гефастионом, но, несмотря на это, оставался в пользу завоевателя. Когда великий царь умер в 323 г. до н.э. в Вавилоне, он присутствовал и был назначен губернатором еще не завоеванной провинции Каппадокия на территории современной северной Турции.

При поддержке Перидикка, титульного главы королевской армии, он смог подчинить себе этот район и сделать его своей опорой. Пердикас хотел, чтобы македонская королевская семья продолжала править объединенной империей, хотя и под его регентством. Однако многие македонские генералы или сатрапы имели разные идеи и хотели создать свои собственные независимые королевства.

Походы Эвмена Кардийского

К 321 году Пердикка стал самым могущественным из всех преемников и контролировал всю Азию, и это вызвало сильное негодование со стороны сатрапов, опасавшихся, что он становится слишком могущественным. В 321 г. до н.э. Антипатр послал Кратера из Македонии в Малую Азию, где к нему должен был присоединиться сатрап Армении в нападении на Пердикку. Он направлялся в Египет, чтобы разобраться с Птолемеем, и назначил Эвмена ответственным за Малую Азию, несмотря на отсутствие у него военного опыта. Бывший секретарь и ученый был прирожденным лидером и нанес серьезное поражение сатрапу Армении.

Однако этот сатрап смог объединить свои силы с Кратером и захватил провинцию Эвмен в Каппадокии. В битве на границах Каппадокии (320 г. до н.э.) Эвмен нанес сокрушительное поражение своим врагам и в единоборстве убил одного из вражеских полководцев. Это сделало грека хозяином всей Малой Азии. Однако его старший командир Пердикка был убит его собственными командирами. При поселении в Трипарадисе (320 г. до н.э.) различные полководцы разделили Империю между собой.

Антигон, одноглазый полководец, получил задание выследить Эвмена, потому что он был сторонником Перидикки. Несмотря на численное превосходство, грек смог уклониться от Антигона и задержался в крепости Нора в Каппадокии (современная Турция).

Когда политическая ситуация внезапно изменилась, Антигон предложил Евмену роль своего заместителя в своей армии, потому что он признал военные достижения Евмена. В рамках этого поселения он получил контроль над Королевской сокровищницей и элитными Серебряными Щитами, опытными ветеранами армии Александра. Однако Евмен, в отличие от Антигона, горячо верил в единую империю, возглавляемую членом королевского дома Македонии. Евмен в конечном итоге оттолкнет его от Антигона.

После смерти Антипатра Полиперхон стал регентом (319 г. н.э.), владел королевской семьей и был единственным законным авторитетом в Империи в глазах многих. Он попросил Евмена перейти на другую сторону и поддержать семью Александра. Грек согласился и предал Антигно и заключил союз с Полиперхоном и королевской семьей. Действительно, похоже, что он даже регулярно контактировал с сестрой Александра Клеопатрой.

К тому времени Антигон был самым могущественным преемником Александра и стремился сокрушить Евмена и Полиперхонта, которые представляли дело роялистов. Этот раскол привел ко Второй войне диадохов. В морском сражении на Босфоре (318 г.) Антигний разбил флот роялистов и таким образом изолировал Эвмена от Полиперхона, который вел гражданскую войну против Касандра в Македонии при поддержке матери Александра, Олимпии. Одноглазый генерал использовал свои превосходящие силы, чтобы оказать сильное давление на Эвмена.

Однако Евмен проявил изобретательность и собрал армию. Однажды Эвмен чуть не попал в засаду македонца, но разведка, посланная Клеопатрой, спасла его. Он был изгнан из Малой Азии и ненадолго оккупировал Финикию (Ливан) после победы над египетскими войсками Птолемея. Антигон преследовал Евмена и продвигал его дальше на восток со своей армией. После серии небольших сражений, в которых он нанес незначительные поражения армии Антигонидов, Эвмен затем ввел свои войска в современный Ирак и Иран. Он часто утверждал, что в своих снах получал послания от великого завоевателя, и ассоциировал себя с культом Александра, проводя встречи с пустым троном, на котором должен был воссесть дух великого монарха.

Эти религиозные послания позволили Евмену, даже несмотря на то, что он был греком, завоевать лояльность македонских гоплитов, особенно Серебряных Щитов. Он заручился поддержкой некоторых восточных сатрапов, которые с подозрением относились к амбициям Антигона. Армия Антигонидов преследовала Евмена. Две армии столкнулись друг с другом в Параитакене, к северо-востоку от Сузы, на территории современного Ирана в 317 г. до н. Э. Евмен, несмотря на численное превосходство, разработал блестящую стратегию, которая почти сокрушила его противника.

Евмен победил Антигона, который понес тяжелые потери, а армия Евмена понесла лишь легкие потери. Затем две армии отошли на свои зимние квартиры. В 316 г. до н.э. две армии снова встретились на территории современного Ирана в Габиене (316 г. до н.э.). В очередной раз бывший личный секретарь Александра продемонстрировал свой военный талант. Он нанес Антигону тяжелые потери и одержал безрезультатную победу. Затем случайное событие разрушило момент его славы.

Обозначение его армии было захвачено конницей Антигонидов. Это означало, что все личное богатство и жены Священного Отряда находились в руках армии Антигонидов. Элитные гоплиты искали свое богатство и жен у одноглазого генерала. Он согласился на их требования, но при одном условии, что они передадут ему Евмена. Македонские Серебряные Щиты решили предать греческого полководца.

По словам Плутарха, «они напали на него, забрали его меч и связали ему руки за спиной его собственным поясом». Антигон явно хотел только заключить его в тюрьму, но его генералы потребовали казни Эвмена. После нескольких недель нерешительности македонский генерал неохотно убил своего бывшего союзника. Это был фактический конец Второй войны диадохов, и Антигон оставался правителем большей части бывшей империи Александра Великого.

Интересное примечание: Антидонус послал Серебряных Щитов, которые предали Эвмена, на территорию современного Афганистана, чтобы сражаться с местными повстанцами. Плутарх сообщает, что он проинструктировал их командира использовать их таким образом, чтобы «ни один из них не мог вернуться в Македонию».

Евмен и первая и вторая войны диадохов

Евмен был выдающимся лидером и полководцем. Он был ключевым игроком в первых двух войнах наследников Александра. Его блестящая победа над Кратером означала, что дело Пердики не было проиграно даже после его убийства. Его непрекращающееся неповиновение Антигона в Малой Азии означало, что Война первых диадохов продлилась даже после смерти Пердики.

Более того, его поражение Кратера, одного из самых популярных македонских генералов, удалило кого-то, кто мог бы стать важным игроком в событиях того времени. Бывший личный секретарь Александра сыграл еще более значительную роль во Второй войне диадохов. Его решение порвать с Антигоном и стать союзником Полиперхонта и македонской королевской семьи привело к ниспровержению поселения Трипарадис (320 г. до н.э.).

Фактически, успех Эвмена сделал неизбежным новый виток гражданских войн. Его решение связать свою судьбу с регентом и родственниками Александра было одной из искр, которая зажгла вторую войну преемников. Возможно, он был тем, кто дестабилизировал территории, захваченные фалангами Александра.

Евмен и судьба Империи

Решающим для понимания Эвмена было его желание сохранить единство Империи. Многие считают, что он был единственным преемником, который поверил в желание Александра объединить Восток и Запад. Потому что он не был македонцем и не верил в исключение покоренных народов из армии и правительства. Эту веру не разделяли другие преемники, и они твердо верили, что македонцы должны сформировать правящую военную элиту.

Смерть Евмена привела к тому, что государства, возникшие после фрагментации Империи, не были плюралистическими обществами, а скорее должны были находиться во власти небольшой греко-македонской элиты, которая в значительной степени исключила туземцев и монополизировала власть в своих руках. Евмен вырос при дворе Филиппа II и, похоже, действительно был предан династии Аргеадов. Его кампании и даже его разрыв с Антигнозом можно рассматривать как попытку защитить права и интересы Аргеадов и сыновей Александра Великого. Различные преемники утверждали, что удерживают свои территории только до тех пор, пока один из сыновей Александра не будет коронован, но на самом деле у них не было такого намерения.

Эвмен был последней надеждой династии Аргеадов, и его поражение означало, что ни один македонский монарх никогда не будет править землями, завоеванными сыном Филиппа II. Если бы Эвмен победил, возможно, что один из потомков Александра мог объединить Империю. Вместо этого вскоре после поражения Эвмена был убит последний царь Аргеада Александр IV, хотя он был всего лишь мальчиком, что фактически положило конец почти 500-летней династии.

Заключение

Евмен был необыкновенным человеком. Несмотря на свой ограниченный военный опыт, он показал себя блестящим лидером и военным тактиком. Однако в конечном итоге ему не удалось достичь своих целей и защитить наследие Александра. Его влияние на развитие эллинистического мира было незначительным. Его решимость и стратегия помогли только продлить Первую войну диадохов. Он также был очень важным фактором во Второй войне диадохов, что привело к гражданской войне и раздроблению Империи Александра. Он попытался сохранить видение Александра великой и объединенной Империи, которая позволит объединить европейское и неевропейское, но ему это не удалось. Более того, с его поражением, которое ознаменовало конец Второй войны диадохов, которая привела к разрушению династии Аргеадов.