Регистрация Вход

Какое влияние оказало восстание Маккавеев на Древний Ближний Восток?

С 168 по 140 г. до н.э. Иудея, ныне известная как Израиль, была в полном восстании против династии греков-Селевкидов, правившей в этом регионе. Восстание было прежде всего ответом местных евреев на политическую и религиозную политику Антиоха IV (правил 175–164 гг. До н.э.), которая, несомненно, была репрессивной. Тем не менее, и у евреев, и у греков было довольно много недопонимания, которое усугубило ситуацию. Восстание Маккавеев было конфликтом, который противопоставил эллинизм авраамическому монотеизму, оказав несколько длительных воздействий на Ближний Восток и некоторые из них, которые все еще наблюдаются сегодня.

Восстание ознаменовало конец контроля Селевкидов над Левантом и знаменует конец династии Селевкидов. Евреи смогли восстановить независимое королевство еще раз при династии Хасмонеев, оказав влияние на иудаизм, а затем и на христианство. В конце концов, когда Селевкиды потеряли контроль над Левантом из-за восстания Маккавеев, римляне воспользовались возможностью навсегда закрепиться в этом регионе.

Оглавление

Эллинизм против авраамического монотеизма

Чтобы понять влияние восстания Маккавеев на Ближний Восток, важно изучить некоторые факторы, которые привели к восстанию и самому восстанию. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. его генералы разделили его трофеи и основали царства, в которых македонские греки правили коренными народами. Генерал Селевк I (правил в 305–281 гг. До н.э.) получил Месопотамию и большую часть Леванта. Другими царями были Птолемей I, получивший Египет, и Лисимаху была дана Фракия.

Эти короли-воины унесли с собой аспекты греческой культуры в свои новые королевства - за исключением демократии - такие как философия, наука, греческий язык и гимназии. В честь этих царей были построены и названы полностью новые города (Александрия, Антиохия, Лисимахия и т. Д.), А греки были привезены с родины для заселения этих царств. Эта эпоха культурной экспансии Греции стала известна как период эллинизма, и идея распространения греческой культуры таким образом получила название «эллинизма».

Селевк I и потомки его династии были горячими сторонниками эллинизма, различными способами продвигая его принципы по всей Месопотамии и Леванту / Сирии. Селевк I переселил тысячи греков в Месопотамию, особенно в его одноименный город Селевкию. В то же время его сын и преемник Антиох I (правил в 281–261 гг. До н.э.), последовав его примеру, построил Антиохию в Сирии. По оценкам, до 50 000 греков эмигрировали из Греции и Македонии в Сирию и Месопотамию во время их правления.

Важно знать, что, хотя эллинизм определенно был грекоцентричной философией, он также был универсальным, поскольку местные элиты под властью Греции поощрялись и считали полезным изучать греческий язык и принимать участие в греческих обычаях и прошлых временах. Греки, возможно, считали свою культуру высшей, но они также считали, что она может быть передана другим, особенно представителям более старых, почитаемых культур.

Эллинизм бросил уникальный вызов евреям Леванта и их культуре. Он был лишен некоторых из наиболее неприемлемых идей, которые евреи находили у своих прежних правителей, таких как египтяне, ассирийцы и вавилоняне, и его универсальность соблазняла евреев, которые хотели поднять свое положение в греко-Селевкидской империи.

В результате многие евреи выучили греческий язык и наблюдали некоторые культурные аспекты эллинизма, такие как участие в гимназиях и использование греческих имен, при этом все еще цепляясь за свою религию и еврейские традиции. В результате многие греки считали попытки евреев эллинизировать половинчатыми и неискренними и продолжали считать их изолированными, клановыми и ненадежными.

На официальном уровне Антиох III (правил в 222–187 гг. До н.э.) и его преемник Селевк IV (правил в 187–175 гг. До н.э.), похоже, установили хорошие рабочие отношения с евреями Иерусалима и его окрестностей. Оба царя выделили средства на восстановление Второго Соломонова Храма и позволили евреям исповедовать свою религию, как это было до вавилонского плена. В свою очередь, евреи региона в целом поддерживали Селевкидов против Птолемеев, и многие переняли аспекты эллинизма в своей жизни. Хорошие отношения, которые установились между евреями и греками Сирии, однако, быстро подошли к концу во время царствования Антиоха IV.

Восстание Маккавеев

В период правления Иудеи Селевкидов наиболее важным политическим постом в этом регионе был верховный жрец Иерусалима. Первосвященник не только регулировал религиозные дела евреев и отвечал за поддержание Храма, но также действовал как посредник с правителями Селевкидов, что могло быть весьма прибыльным. Вообще говоря, цари Селевкидов позволяли евреям выбирать своих собственных первосвященников. Тем не менее, Антиох IV принял взятку от эллинизированного еврея по имени Ясон, чтобы получить эту должность где-то до 169 г. до н.э.

Эти события были очевидным оскорблением на многих уровнях для более традиционных евреев. Однако положение стало еще хуже, когда Ясон объявил, что хочет открыть эллинистическую гимназию в Иерусалиме. Затем ситуация приняла еще более крутой оборот, когда другой эллинизированный еврей по имени Менелай заплатил за эту должность еще больше. Антиох IV принял взятку Менелая, потому что ему нужно было финансировать свою армию во время Шестой сирийской войны против птолемеевского Египта. Тем не менее, взятки было недостаточно, поэтому он решил ограбить Храм, чтобы оплатить остаток. События привели многих евреев в ярость и они были готовы к войне.

Восстание евреев против правления Селевкидов в Иудее всерьез началось в 168 году до нашей эры. Первоначально его возглавлял человек по имени Маттафий и его сыновья, особенно Иуда Маккавей, в честь которого позже будет названо восстание. Однако раннее восстание было довольно запутанным, поскольку между Маккавеями и эллинизированными евреями произошло столько же насилия, сколько между Маккавеями и Селевкидами. Чтобы положить конец межфракционной борьбе, Антиох IV послал армию наемников в Иерусалим, что оказалось лишь временным облегчением ситуации. Будучи преисполнен решимости больше не видеть волнений в Иудее, Антиох IV решил нанести ответный удар, фактически объявив еврейскую религию вне закона, установив в Храме жертвенник греческим богам. В первом веке до нашей эры греческий историк Диодор написал особенно про-Антиоховское описание событий.

«Антиох по имени Епифан, победив иудеев, вошел в сокровенное святилище храма бога, куда разрешалось входить одному священнику. Обнаружив там мраморную статую бородатого мужчины, сидящего на осле с книгой в руках, он предположил, что это изображение Моисея, основателя Иерусалима и организатора нации, человека, который, кроме того, посвятил для евреев их человеконенавистнические и беззаконные обычаи. А поскольку Епифан был потрясен такой ненавистью, направленной против всего человечества, он решил разрушить их традиционные обычаи».

«Соответственно, он принес в жертву образу основателя и алтарю бога под открытым небом огромную свинью и пролил на них ее кровь. Затем, приготовив мясо, он приказал, чтобы их священные книги, содержащие ксенофобские законы, были окроплены мясным бульоном; чтобы лампа, которую они называют бессмертной и которая постоянно горит в храме, была потушена; и что первосвященник и остальные евреи должны быть принуждены есть мясо».

Иуда отреагировал тем, что организовал небольшую партизанскую группировку вокруг своей семьи в Модерне. Оттуда они начали свои атаки, создавая большой хаос в регионе и часто нанося поражение более крупным силам Селевкидов. Незадолго до смерти Антиоха IV в 164 г. до н.э. Иуда и его люди отвоевали Храм на двадцать пятый день Кислева. Об этом событии написал романизированный еврейский историк Иосиф Флавий.

«Поскольку Иуда не ожидал, что Антиох смирится с этим, он не только собрал доступные еврейские силы, но и предпринял смелый шаг, вступив в союз с Римом. Когда Епифан снова вторгся в страну, он энергично контратаковал и отбросил его; затем, нанеся удар, пока железо было горячим, он бросился на гарнизон Города, который еще не был вытеснен, выбросил войска из Верхнего Города и запер их в Нижнем - части города, называемой Цитаделью. Затем, овладев Храмом, он очистил всю территорию, обнес его стенами, приказал изготовить новый набор церемониальных сосудов и принести в Святилище, поскольку старые были осквернены, и построил другой жертвенник, и возобновил жертвоприношения. Не успел Иерусалим снова стать Святым городом, как умер Антиох».

В отрывке Иосифа Флавия отмечены два из самых непосредственных последствий восстания Маккавеев: празднование повторного освящения Храма, которое стало известно как Ханука, и усиление римского присутствия в регионе.

Результаты и последствия восстания Маккавеев

Хотя преемник Антиоха IV, Антиох V (правил в 164–161 гг. До н.э.), в 162 г. до н.э. полностью изменил политику своего предшественника в отношении Иудеи и евреев, Маккавейское восстание к тому времени превратилось в движение за независимость. При поддержке римлян Маккавеи наконец получили независимость при Симоне Маккавея в 140 г. до н. Э. С этого момента правящая семья Иудеи стала известна как династия Хасмонеев, названная в честь одного из их предков. Либо Аристобул (правил в 104–103 гг. До н.э.), либо Янней (правил в 103–76 гг. До н.э.) был первым хасмонейским правителем, получившим титул «царя официально». Еще четыре царя Хасмонеев правили в Иудее до того, как римляне силой передали власть династии Иродов в 37 г. до н.э.

Восстание Маккавеев также ознаменовало начало римского влияния, а затем власть над регионом и конец правления Селевкидов. После того, как парфяне захватили владения Селевкидов в Месопотамии, римляне включили Сирию в свою растущую империю в 64 г. до н.э., что положило конец империи Селевкидов и означало, что Хасмонеи жили в заимствованное время. После того, как Аристобул II (правил 66-63 гг. До н.э.) действовал так, как римский генерал и консул Помпей считал агрессивным - или, возможно, Помпей просто сказал, что у него был casus belli - римский полководец послал свою армию в Иудею. В любом случае Помпей подверг Иерусалим трехмесячной осаде и поставил его под прямой римский контроль. Затем власть над городом и регионом перешла к Ироду и его потомкам.

Наконец, нельзя игнорировать культурные последствия восстания Маккавеев. Помимо установления Хануки, которая гораздо более популярна среди евреев на Западе, где Рождество является доминирующим праздником, восстание вдохновило две книги, Маккавейскую 1 и 2, добавленные к Библии. Сегодня книги считаются каноническими только католической и восточно-православной христианскими церквями, но использовались в качестве исторического источника для Маккавейского восстания, особенно 1-й Маккавейской.

Заключение

Восстание Маккавеев часто не упоминается в истории эллинистического мира. Однако это сильно повлияло на геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке в то время и оставило наследие, которое можно увидеть и сегодня. Восстание помогло создать первое независимое еврейское государство в Иудее за более чем 400 лет и способствовало падению и без того больной империи Селевкидов. Большая часть успеха Маккавеев была результатом римской помощи, которая помогла расширить Римскую империю в регионе, в конечном итоге в ущерб династии Маккавеев Хасмонеев. Наконец, восстание Маккавеев оставило наследие, которое все еще можно увидеть сегодня в еврейском празднике Хануки и католических и православных религиозных книгах Маккавеев.