Регистрация Вход

Почему Древние египтяне Мумифицировали Животных

Большинству людей известна древнеегипетская практика мумификации. Эта практика вызывала удивление и благоговейный трепет у людей со всего мира на протяжении тысячелетий с тех пор, как культура фараонов перестала существовать. Хотя до сих пор не было обнаружено “руководство по мумиям”, в котором бы содержались точные детали искусства, современная археология, история искусства и труды греческого историка Геродота, жившего в пятом веке до н. э., позволили современным ученым обоснованно определить, как древние египтяне мумифицировали своих умерших. Несмотря на то, что он раскрыл многие тайны человеческой мумификация Современные ученые все еще много узнают об искусстве мумификации животных. Большинство людей, возможно, не знают, что древние египтяне мумифицировали определенные виды животных, некоторые из которых включали следующих: крупного рогатого скота, птиц, кошек, собак и даже крокодилов. Исследование поклонения животным и мумификации в Древнем Египте показывает, что это произошло не в одночасье и не обязательно развивалось параллельно с мумификацией человека, но было конечным результатом длительного процесса, в результате которого египтяне, не принадлежащие к королевской семье, начали играть более активную роль в религии своей страны.

Оглавление

Мумификация и поклонение животным в Древнем Египте

Сегодня, с точки зрения их религии, древние египтяне наиболее известны искусством мумификации и множеством божеств, которым они поклонялись, которые часто изображались в виде животных с антропоморфными чертами. Искусство мумификации восходит к самым ранним периодам истории фараонов и делалось для того, чтобы ка умершего, или дух, мог иметь сосуд для обитания, когда он хотел вернуться в мир живых. Ка нужно было тело, поэтому тело нужно было сохранить. Сам процесс был довольно сложным и лучше всего описывается как часть искусства и часть науки. С того времени, как труп доставили в “Дом бальзамирования”, до того момента, как он был готов отправиться в свою гробницу, прошло примерно семьдесят дней. Тело сначала промыли в минерале под названием натрон, который служил консервантом, а затем внутренности, за исключением сердца и почек, были удалены и помещены в четыре “банки-канопы”. Затем еще натрон был нанесен снаружи тела, и через сорок дней пакеты с натроном были помещены внутрь полости тела. Последним шагом было обернуть тело бинтами из смолы, что придало ему типичный вид мумии. Как только бальзамировщики, которые также были священниками, остались довольны своей работой, они передали мумию семье покойного вместе с канопами, которые должны были быть помещены в гробницу на вечность. Искусство и наука мумификации явно играли центральную роль в египетской религии, но почти важной была вера в божественных животных.

Концепция божественных животных не является уникальной для Древнего Египта, но, подобно их применению процесса мумификации, египтяне превратили поклонение животным в науку. Хотя это может показаться немного запутанным для большинства современных людей, у древних египтян на самом деле было две философии относительно божественных животных, которые не были взаимоисключающими. По мнению жрецов, только одно конкретное животное считалось божественным. Лучшим примером этого является легендарный бык Аписа, о котором более подробно будет сказано ниже. Однако вера, которой придерживалось большинство древних египтян, заключалась в том, что все животные определенного вида были божественны. Например, крестьяне, работающие в полях, рассматривали бы каждого ибиса, которого они видели, как земное воплощение ибиса, возглавляемого богом мудрости и письменности, Тотом. Люди применили бы ту же концепцию и к другим животным с божественным двойником: Бастет видели бы у всех кошек; Анубиса у всех собак и других собак; Собека у каждого крокодила и т. Д. На протяжении большей части истории фараонов эти две концепции оставались обособленными, но никогда не конкурировали, пока Египет не вступил в то, что сегодня известно как “Поздний период” в начале Первого тысячелетия до нашей эры. В течение этого времени Египет был несчастным получателем волны за волной иностранных захватчиков, которые вносили косметические изменения в политическую структуру, но мало повлияли на изменение его религии. С учетом сказанного популярная концепция божественных животных постепенно начала вытеснять жреческий взгляд. К третьему веку до нашей эры, когда Египтом правила греческая династия Птолемеев, не только все животные определенного вида считались божественными, но и их поклонение стало высокоорганизованным. И поскольку мумификация играла ключевую роль в древнеегипетской религии в целом, она продолжала оставаться жизненно важным аспектом поклонения животным в Поздний период.

Бык Апис

Одним из наиболее важных культов животных в Египте Позднего периода был культ быка Аписа. Поклонение быку, вероятно, началось во времена Первой династии Египта (около 3100-2900 гг. до н. э.), но он не приобрел популярности до более поздних периодов. Во времена Восемнадцатой династии Нового царства Египта (ок. 1550-1075 до н. э.) недалеко от современного города Саккара к югу от Каира был построен так называемый “Серапеум”, который стал центром поклонения Апису. Серапеум включал в себя несколько подземных помещений, где размещались мумии умерших быков, а над землей находился храм, бальзамировочный цех и достаточно места для выпаса быков. Важность поклонения Апису продолжала расти вплоть до Двадцать Шестой династии (664-525 до н. э.), когда “поклонение Апису достигло беспрецедентных высот”.

Поклонение Быку Апису шло по жреческому образцу, описанному выше, – одновременно был жив только один Бык Аписа. Геродоту и греческому историку/географу первого века до н. э. Страбону посчастливилось лично наблюдать быка, когда они путешествовали по Египту. После смерти Быка Аписа его мумифицировали таким же образом, как и человека, а затем помещали в его подземное место упокоения в Серапеуме. Затем священники путешествовали по всей стране, чтобы найти ему замену, которая должна была иметь очень специфическую маркировку. Геродот писал:

“Апис-теленок имеет отличительные признаки: он черный, с белым алмазом на лбу, изображением орла на спине, волосы на хвосте сдвоены, а под языком скарабей”.

Говоря богословским языком, египтяне верили, что API был живым воплощением Осириса, а Страбон отмечал, “Апис, который является таким же, как Осирис” считается, что Апис был связан с Осирисом, потому что оба были связаны с потенцией и сила, и так как Осирис был одним из самых важных и популярных богов, - быку Апису также стала чрезвычайно популярной. По мере того как популярность Быка Аписа росла в Поздний период, росло и участие в его культе. Одним из наиболее красноречивых аспектов популярности быка являются более 1000 обетных стел, обнаруженных современными археологами в подземных залах Серапеума. Обетная стела-это просто небольшая каменная плита с надписью имени посвящающего и обычно коротким заявлением, похожим на молитву. Что самое интересное в тайнике с обетными стелами, так это то, что там был представлен широкий слой древнеегипетского общества: от бальзамировщиков и других священников до крестьян.

Некрополи животных в Саккаре

Характерные черты поклонения Апису – участие народа в культе и мумификация обожествленного животного – сохранялись на протяжении всей оставшейся части культуры фараонов и повлияли на развитие египетской религии в Поздний период. Серапеум оказался эпицентром нового религиозного движения, которое началось в начале первого тысячелетия, но росло в геометрической прогрессии во время правления Птолемеев и римлян (примерно с третьего века до нашей эры до третьего века нашей эры). Современные раскопки, проведенные в северной Саккаре Британским обществом по исследованию Египта в середине 1960-х годов, показали, что быки Аписа были не единственными божественными животными, мумифицированными и погребенными в регионе Саккара. После десятилетий напряженной работы археологи совместно с Обществом обнаружили мумии миллионов священных животных, в том числе некоторых из следующих: четырех миллионов ибисов, полумиллиона ястребов, пятисот павианов и двух десятков священных коров, которые были матерями быков Аписа. Только к северу от Серапеума было обнаружено большинство мумий сокола, ибиса и бабуина, но на востоке были обнаружены мумии более привлекательных животных, по крайней мере, для современных чувств.

Чуть восточнее Серапеума расположены то, что сегодня называют Анубионом и Бубастионом. Анубион назван в честь Анубиса, египетского бога мумификации и бальзамирования, возглавляемого шакалом, в то время как Бубастион относится к Бастет, которая была кошачьей египетской богиней дома. Когда-то в Анубионе хранились останки тысяч мумий шакалов и собак, а по соседству в Бубастионе находились мумии почти равного числа мумифицированных кошек. Интересно, что недавние исследования показали, что многие мумии кошек на самом деле были “искусственными” мумиями и были только частями кошек, а иногда и вовсе не кошек. Подобно обетным стелам, пожертвованным Серапеуму представителями всех классов египетского общества, миллионы мумий животных в регионе Саккара также были пожертвованы благочестивыми египтянами, богатыми и бедными, и, по-видимому, некоторым людям, не имеющим ресурсов, пришлось заплатить за “искусственную мумию”.

По мере того как популярность культов животных росла, росло и значение Саккары. Мумификация животных стала общественным делом в Поздний период и поэтому привлекла бесчисленных паломников и любителей любопытства, заинтересованных увидеть, как божественные животные переходят в загробную жизнь. К четвертому веку до нашей эры в Саккару прибыли торговцы, и вскоре весь регион стал не просто центром поклонения животным, но и процветающим экономическим центром, куда люди со всего Египта и за его пределами приезжали продавать товары паломникам.

Заключение

Древнеегипетское искусство мумификации относится к числу наиболее определяющих атрибутов этой культуры в современном мире. Древние египтяне сохраняли тела своих королей, королев и всех, кто мог позволить себе этот процесс, путем мумификации, но они также мумифицировали животных, которых считали божественными в последние века своей истории. Мумификация животных может быть напрямую связана с эволюцией, произошедшей в древнеегипетской религии, в результате которой большинство населения начало играть более активную роль в богослужении. Как только все больше и больше египтян стали участвовать в культах животных, последователи жертвовали все больше и больше мумий животных в некрополи животных Саккары. Культы животных и мумификация животных продолжали играть важную роль в Египте до тех пор, пока христианство не стало доминирующей религией.