Регистрация Вход

Занимались ли древние минойцы организованным спортом?

Минойцы - один из самых загадочных народов древнего мира, во многом потому, что они не оставили после себя значительного количества письменных текстов, а то, что они написали, еще предстоит расшифровать современным ученым. Однако о минойцах известно то, что они были первой настоящей цивилизацией Европы. Помимо письма, минойцы развивали торговлю на расстоянии с египтянами и другими народами Ближнего Востока бронзового века, строили впечатляющие дворцы и памятники и создавали прекрасное искусство. Минойцы также в некоторой степени повлияли на классических греков, одним из которых, возможно, был спорт и игры.

Искусство и архитектура Крита бронзового века - родины минойской культуры - показывают, что минойцы занимались самыми разными видами спорта и досуга, от бокса и борьбы до акробатики и настольных игр. Но самым важным и, пожалуй, самым известным сегодня был «спорт» прыжков через быка. Изучение древнего минойского искусства и архитектуры показывает, что минойцы не только участвовали в ряде различных физических упражнений, но и что многие из них, вероятно, были зрелищными видами спорта и были достаточно организованными. Однако остаются вопросы относительно того, кому было разрешено смотреть игры и каковы были их основные цели.

Оглавление

Минойская культура и история

На самом деле древняя минойская культура - это культура, название которой неизвестно. Название «минойская» культура Крита бронзового века дал британский археолог Артур Эванс, открывший Кносский дворец в 1900 году. Он взял это имя из классической греческой мифологии: царь Минос был мифическим правителем Крита и человеком, который поместите героя Тесея в Лабиринт с минотавром. Как себя называли минойцы, остается загадкой, потому что их язык остается нерасшифрованным. Фактически, современные ученые не знают, к какой языковой семье принадлежал минойский язык.

По мере того, как Эванс обнаружил больше сайтов и обнаружил множество таблиц еще нерасшифрованного линейного письма А, он смог поместить общество в относительно точную хронологию. Ранний минойский период длился примерно с 3000 по 2200 г. до н.э., за ним последовал средний минойский период, который длился с 2200 по 1680 г. до н.э. Поздняя минойская фаза закончилась примерно в 1100 году до нашей эры, когда рухнули системы Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока бронзового века. Специалисты также делят каждую из фаз на подэтапы.

Большинство крупных археологических открытий на Крите датируются поздним минойским периодом, хотя данные свидетельствуют о том, что минойцы достигли высокой культуры в начале бронзового века. Минойскую культуру часто называют «дворцовой культурой», потому что большие поселения на острове были построены вокруг больших дворцов и рядом с ними. Самым крупным из всех минойских дворцовых поселений был Кносс, который был разрушен около 1700 г. до н.э., а затем восстановлен в раннем позднеминойском периоде. Другие крупные дворцовые поселения находились в южно-центральном районе Феста, Малии, к востоку от Кносса, и Закро на восточном побережье острова. Все дворцы были похожи на Кносские и были сильно повреждены и разрушены около 1700 г. до н.э., хотя не все были восстановлены.

Все минойские дворцы были похожи по строению и назначению. На самом деле дворцы представляли собой большие общественные комплексы, которые сочетали в себе экономические, политические, церемониальные и производственные функции этого района. Очевидно, королевские жилые помещения были закрыты для публики, но центральный двор этих комплексов был открыт для некоторых представителей публики и, вероятно, там проводились спортивные мероприятия.

Расцвет минойской культуры пришелся на среднеминойский и ранний поздний минойский периоды. Археологические данные показывают, что минойцы начали колонизацию островов в Эгейском море, таких как Фера и Родос, а также материковой Греции к 2000 году до нашей эры. Предметы с Крита, Египта и Месопотамии показывают, что минойцы также вели торговлю на дальние расстояния примерно с 2300 по 1700 год до н.э., но затем все начало рушиться.

Войны, разрушившие большую часть дворцов около 1700 г. до н.э., сопровождались извержением вулкана на Фере около 1500 г. до н.э. Примерно через поколение после извержения Феры Крит снова был опустошен войной, но Кносс все еще стоял, пока он тоже не был опустошен микенцами где-то между 1375 и 1350 годами до нашей эры. Минойская культура могла быть уничтожена к концу бронзового века, но не раньше, чем она оставила свой след в греках и остальном древнем мире.

Бокс, борьба, панкратион и другие развлечения на Древнем Крите

Ряд археологических и архитектурных объектов Крита показывает, что минойцы наслаждались широким спектром занятий спортом и отдыха. Большинство предметов относится к поздней минойской фазе, одним из самых интересных является так называемая «боксерская ваза» из Святой Триады. Датированная примерно 1550 годом до нашей эры, ваза показывает различные спортивные занятия на четырех отдельных регистрах. В первом регистре показаны два боксирующих мужчины, а столбец отделяет их от трех других мужчин, которые также участвуют в боевых искусствах. Второй регистр показывает прыжок через быка, а четвертый регистр показывает четырех мужчин в шлемах с предплечьями и подушечками на руках. Двое мужчин стоят прямо, двое лежат на земле. Четвертый регистр показывает мужчин без шлемов, но с обмотанными запястьями, возможно, с кинжалами или «кастетами». «Один из мужчин явно был сброшен на землю, что предполагает схватку по борьбе или панкратиону. Дональд Кайл считает, что существует вероятность того, что вазу следует читать последовательно как разные события на фестивале. Как и в более поздних греческих играх или даже в римских представлениях, между событиями должны были быть перерывы, когда подавались закуски, а зрители могли позаботиться о других вещах. На минойских фестивалях также могло быть больше событий, которые не изображены на боксерской вазе.

Изображения акробатов и танцоров на драгоценных камнях и статуэтках указывают на то, что минойцы занимались менее агрессивными физическими упражнениями, а разрушенная фреска примерно 1500 г. до н.э., известная как «Фреска трибуны», изображает зрителей, наблюдающих за какой-то деятельностью на открытой местности Кносса. дворец. Не исключено, что акробатические и хоровые танцы имели место между боевыми действиями и перед главным событием фестиваля.

Минойский бык в прыжке

Нет никаких сомнений в том, что среди минойских видов спорта и занятий бычий прыжок был самым важным и, вероятно, самым популярным. Изображения прыгающего быка можно найти на фресках, таких как восстановленная «Фреска Тореадора» из Кносса, а также на нескольких небольших статуях и амулетах. Современные ученые единодушны в том, что события имели место, но есть разногласия по поводу деталей: где они происходили, кто участвовал, кто наблюдал и каково было их значение. Исследование основных минойских дворцов на Крите может помочь ответить на некоторые из этих вопросов.

Фреска Тореадора и другие фрески с прыжками через быка в Кноссе были расположены на стенах северного и западного входов во дворец. Самая известная из них - фреска «Тореадор», на которой, по-видимому, изображены три человека, борющиеся с быком в разных позах, хотя многие ученые теперь считают, что на фреске на самом деле изображены три этапа успешного прыжка через быка, идущего слева направо. Поскольку фрески находятся во дворце, большинство ученых полагают, что именно там проводились мероприятия, предположительно в большом центральном дворе.

Для проведения соревнований по прыжкам через быков в минойских дворцовых комплексах дворец должен был соответствовать пяти условиям: безопасная зона для просмотра для зрителей, доступ к центральному двору без необходимости проводить быков через интерьер дворца, загоны для быков, систему, которая удерживала быков на центральном дворе во время соревнований, и, возможно, устройство для прыжков через быков. Во время своей работы на минойских памятниках Кносса, Милии, Закро и Фестоса Джеймс Томпсон считает, что он определил большинство условий на всех пяти участках, хотя он не определил ведущую систему в Фесте.

Хотя некоторые ученые предположили, что соревнования по прыжкам через быка проводились где-то за пределами дворца, раскопки не обнаружили никаких свидетельств наличия стадионов или арен за пределами дворцов. Некоторые из сохранившихся фресок с прыжками быков показывают двухэтажную структуру, а боксерская ваза также указывает на то, что события происходили внутри. Аргумент против прыжков через быков, происходящих во дворцах, сосредоточен на неспособности контролировать быков и недостатке мест для зрителей. В ходе раскопок на большинстве крупных дворцовых участков были обнаружены опоры, которые, возможно, были временными стенами и перегородками, которые были возведены для безопасного перемещения быков из загонов через дворец в центральный двор. Зрители тогда наблюдали бы за событиями со второго этажа дворца.

Быков можно было держать либо в загонах под дворцом, либо в другом месте и загнать внутрь через временные перегородки. Количество зрителей на соревнованиях по прыжкам через быка, вероятно, зависело бы от обстановки и цели мероприятия.

Основываясь на повсеместном распространении изображений быков в минойском искусстве, многие ученые полагают, что прыжки быков имели религиозный элемент. Некоторые ученые считают, что после «приручения» быков в сочетании спортивных состязаний и религиозного ритуала быков приносили в жертву и съедали. Поскольку прыжки через быка, вероятно, проводились во дворце и, более чем вероятно, были связаны с религией, было бы разумно предположить, что количество зрителей было бы небольшим, и они были бы из элиты. Возможно, самый большой вопрос минойского спорта, который остается нерешенным, заключается в том, кто были спортсменами: профессионалы, рабы или представители элиты?

Заключение

Изучение свидетельств из первоисточников показывает, что древние минойцы принимали участие в самых разных атлетических и спортивных мероприятиях, некоторые из которых, возможно, были приняты греками. Похоже, что минойские виды спорта были высокоорганизованными и обычно проводились в центральных дворах своих главных дворцов. Свидетельства также показывают, по крайней мере, в случае прыжков через быка, что события имели религиозное значение, и поэтому, наряду с местами, события были ограничены определенными зрителями.