Регистрация Вход

Какое значение имели зиккураты в Древней Месопотамии?

Люди древней Месопотамии исповедовали религию, которую современные ученые только начинают понимать. Физическим центром их религии были монументальные треугольные сооружения, известные как зиккураты. Сегодня многие люди любят сравнивать зиккураты, происходящие от древнего аккадского слова, обозначающего структуры, зиггуррату.- со своими аналогами пирамиды в Египте. Хотя и пирамиды, и зиккураты были построены в один и тот же период времени, они выполняли разные функции и были построены с использованием разных методов и из разных материалов. Зиккураты строились намного дольше, чем египетские пирамиды, и, что наиболее важно, зиккураты строились множеством разных людей, населявших древнюю Месопотамию. Месопотамия, в отличие от Египта, была полна разрозненных и временами враждующих этнических групп. Тем не менее, все они исповедовали одну и ту же религию и построили зиккураты, чтобы умилостивить своих богов и установить временную власть.

Тот факт, что строительство зиккурата происходило в течение столь длительного периода - с третьего тысячелетия до шестого века до нашей эры, является показателем важности этих колоссальных построек. Изучение различных династий, пришедших к правлению Месопотамии, показывает, что зиккураты были важны по нескольким причинам: они служили для людей средством связи со своими наиболее важными богами, они обеспечивали фокус для светского сообщества, а также действовали. как видимый и осязаемый знак царской власти. Любой достойный царь в древней Месопотамии должен был построить зиккурат, который был виден за многие мили вокруг, что в конечном итоге послужило его увековечиванию для потомков.

Оглавление

Как были построены зиккураты?

Как и самое монументальное здание в древнем мире, строительство зиккуратов было долгим процессом, который длился сотни лет, прежде чем они достигли своей зрелости. К сожалению, не существует известного дошедшего до нас текста, который точно объясняет, что зиккураты должны были символизировать. Тем не менее, основываясь на ссылках на структуры в текстах на шумерском и аккадском языках, современные ученые определили, что древние месопотамцы считали их земными домами своих многочисленных божеств.

Шумеры были первой этнической группой, принесшей цивилизацию в Месопотамию. Они также были первыми людьми, построившими зиккураты в южной части этой земли, широко известной как Шумер. Это было во время так называемого периода Урук (ок. 3500-2900 до н.э.) - названного в честь города, где зародилась цивилизация в Месопотамии - когда начали строиться храмы, которые можно считать «архаическими» или протозиккуратами. По сути, первый из этих зиккуратов представлял собой простую башню, построенную на платформе. Один из первых протозиккуратов был известен как «Белый храм», он возвышался на сорок футов над городом Уруксе.

Позже настоящие зиккураты превзойдут эти ранние по размеру, но смысл, стиль и методы их изготовления были установлены в этот ранний период шумерами. Это было также в этот ранний период, когда светское и религиозное значение зиккуратов впервые укрепилось. Современные археологические раскопки в Месопотамии определили, что зиккураты часто были первыми постройками, построенными в поселении. Фактически они во многом послужили толчком для раннего развития городов в Месопотамии. По мере того, как города Месопотамии росли в размерах, зиккураты также были в центре роста.

В чем заключалась цель зиккуратов?

Как упоминалось выше, зиккурат считался земным домом бога или богини, которому он был посвящен. Эта концепция, конечно, не была уникальной среди досовременных религий, но зиккураты должны были символизировать именно так. Первые зиккураты были простыми сооружениями; большинство из них были построены на вершинах холмов или больших курганов, которые, как полагали, символизировали гору, а верхняя комната была фактическим жилищем бога или богини. По мере того, как история развивалась и становилось доступным больше ресурсов и лучших строительных технологий, зиккураты становились намного больше и сложнее. Чем выше поднимался зиккурат, тем ближе к богу была вера. Король особенно гордился зиккуратом, построенным во время его правления, и часто давал названия памятникам. Например, зиккурат Энлиля в Ниппуре был известен как «Дом горы, гора бури и связь между небом и землей».

Помимо функционирования в качестве земного дома определенного божества, зиккураты были частью более крупных храмовых комплексов, где молодые люди учились в школах писцов. Некоторые из первых астрономов в мире наблюдали за небесными телами. Под сенью высоких зиккуратов месопотамские ученые разработали продвинутую математику, даже сформулировав концепцию дробей, хотя вся их математика и наука были практическими, а не теоретическими, как сегодня.

Как зиккураты продвигали древние методы строительства?

Жители Месопотамии использовали знания, полученные в храмовых комплексах зиккуратов, для создания больших и замысловатых зиккуратов. Хотя зиккураты были впечатляющими памятниками, они по большей части не выдержали испытания временем. В отличие от каменных пирамид, зиккураты были сделаны в основном из глины, кирпича и глины с небольшим количеством камня.

К сожалению, несмотря на то, что он был построен с использованием надежных методов и математической точности, основной материал из глины и сырцового кирпича привел к гибели почти всех зиккуратов в Месопотамии. Сегодня сохранились только зиккураты, которые сохранились современными службами древностей, и зачастую только каменные части. С учетом сказанного, эфемерной природы строительного материала для зиккуратов было недостаточно, чтобы помешать многочисленным королям из нескольких династий строить зиккураты и улучшать технику своих предшественников.

Когда были построены зиккураты?

Как отмечалось выше, самые ранние зиккураты были построены шумерами в южной части Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры. В то время Месопотамия была разделена на несколько независимых и часто конкурирующих городов-государств до тех пор, пока Третья династия Ура, названная в честь родного города династии, не была основана Ур-Намму (правил приблизительно 2112-2095 гг. До н.э.). Ур-Намму объединил регион силой, но затем приступил к узакониванию своего правления и правления своей династии с помощью различных мер, одной из которых было строительство зиккурата Ура. Зиккурат был посвящен богу луны и стоял в центре массивного храмового комплекса, который возвышался над городом Ур. Размер зиккурата Ура был намного больше, чем у любого из его предшественников - его основание составляет 190 на 130 футов, и хотя сегодня осталось только два уровня, ученые полагают, что когда-то был третий уровень. Когда пала Третья династия Ура, шумеры исчезли как народ, ассимилировавшись со своими другими месопотамскими соседями, но важность строительства зиккуратов сохранялась и для других этнических групп, которые пришли править Месопотамией.

После упадка шумеров культурный центр Месопотамии сместился на север в область вокруг города Вавилон, который был известен как Вавилония. Это было в Вавилоне и его окрестностях, где цари этнических групп амореев и касситов построили свои зиккураты, чтобы почтить своих богов и выразить свою политическую легитимность людям. Один из самых впечатляющих зиккуратов был построен касситским царем по имени Куригалзу I (правил где-то в начале четырнадцатого века до нашей эры) в недавно основанном городе. Город назывался Дур-Куригалзу («Куригалзувиль»), он находился в северной части Вавилонии. Зиккурат был центральным элементом большого дворцово-храмового комплекса, как и его предшественники в южной Месопотамии. Строительство города Дур-Куригальзу на девственной земле и сопровождающего его зиккурата, несомненно, должно было умилостивить вавилонского бога Мардука, но также и узаконить правление загадочного и плохо задокументированного Куригальзу I. Со временем в древней Месопотамии , политическое значение зиккуратов продолжало расти - короли продолжали строить более крупные и впечатляющие зиккураты как свидетельство своего величия.

Среди множества различных народов, которые строили зиккураты в древней Месопотамии, эламиты, возможно, были наиболее интересными. Расположенный к востоку от собственно Месопотамии, регион Элама, тем не менее, рано стал интегрированным в месопотамскую систему. К пятнадцатому веку до нашей эры эламиты были главными игроками в борьбе за власть в регионе и основали династию, основанную вокруг города Сузы. Эламитские цари следовали прецеденту, установленному шумерскими и вавилонскими царями, строя зиккураты для своих основных богов и как способ узаконить свои династии. Поступая так же, как Куригалзу I, эламский царь Унташ-Напириша (правил ок. 1340-1300 гг. До н.э.) основал новый город, названный в его честь - Аль-Унташ-Напириша, с большим зиккуратом в центре. Зиккурат был посвящен двум богам: Напирише, главному богу эламитов, и Иншушинаку, богу-покровителю Сузы. Миллионы глиняных кирпичей были сложены в несколько рядов, чтобы получился зиккурат Аль-Унташ-Напириша, что сделало его одним из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов в истории.

В первом тысячелетии до нашей эры политическая и культурная энергия Месопотамии снова мигрировала на север, на этот раз в регион Ассирии на реке Тигр и вокруг нее. Когда ассирийцы не были заняты завоеванием покоя Ближнего Востока, они строили новые города, такие как Ниневия, Ассур и Нимруд. В большинстве крупных ассирийских городов были зиккураты, посвященные их основным божествам - Асуру и Иштар - и служили зримым напоминанием о господстве ассирийцев в регионе. Ассурнасирпал II (правил в 853–859 гг. До н.э.) решил построить свой зиккурат в городе Нимруд, но, к сожалению, как и у большинства зиккуратов и всех ассирийских зиккуратов, ничего не осталось. В четвертом веке до нашей эры греческий полководец и историк Ксенофонт написал то, что, вероятно, было последним описанием зиккурата Нимруда, когда он и его отряд греческих наемников прошли мимо него в 399 году до нашей эры. Ксенофонт отмечал: «Рядом с городом стояла каменная пирамида в сто футов шириной и двести футов высотой». Стоит отметить, что Ксенофонт рассматривал только остатки зиккурата, а это означает, что он, вероятно, был намного выше, когда работал.

Ассирийские преемники Ассурнасирпала II продолжили традицию строительства зиккуратов, но ни один из них не приложил столь впечатляющих усилий, как усилия Саргона II (годы правления 721-705 гг. До н.э.). Подобно Куригалзу I в Вавилоне и Унташ-Напирише в Эламе, Саргон II построил новый город Дур-Шаррукин («Саргонвиль»), чтобы произвести впечатление на богов, а также на своих друзей и врагов. Город был окружен кирпичной стеной, а королевский дворец и храмы, включая зиккурат, были ограждены еще одной стеной. Современные ученые полагают, что зиккурат Дур-Шаррукин имел высоту 143 фута и имел до семи различных уровней. Зиккурат Дур-Шаррукин представлял собой изменение стиля здания зиккурата, поскольку он был напрямую связан с королевским дворцом. Причина связи зиккурата с королевским дворцом была связана с возросшими ритуальными обязанностями ассирийского царя, который был верховным жрецом их религии и главнокомандующим их армией.

Когда был построен Последний зиккурат?

Кульминация многовекового строительства зиккуратов пришлась на время правления Навуходоносора II (годы правления 604-562 гг. До н.э.). Навуходоносор II известен многим как «плохой парень» из ветхозаветной книги Даниила. Тем не менее, на самом деле он был очень активным царем, возглавившим новую династию, известную как Нововавилонская династия, которая заняла видное положение на Ближнем Востоке. Венцом правления Навуходоносора II стало строительство зиккурата Этеменанки в Вавилоне. Этеменанки переводится с древнего аккадского как «Дом на границе между небом и землей», что еще раз демонстрирует связь между зиккуратами и небом. Зиккурат был посвящен Мардуку, богу-покровителю города Вавилона.

Хотя от зиккурата Этеменанки ничего не осталось, его величие внушало благоговение людям, живущим далеко за пределами Месопотамии. В пятом веке до нашей эры греческий историк Геродот писал об этом, утверждая, что «на вершине самой высокой башни стоит великий храм с прекрасной большой кушеткой в ​​нем» , что более чем вероятно послужило источником вдохновения для легендарной «Башни Вавилон », описанный в Бытие 11: 1–9. После того, как ахеменидские персы завоевали Вавилоны в 539 г. до н.э., эпоха строительства зиккуратов подошла к концу. Несмотря на то, что персы контролировали Месопотамию более 200 лет, они не продолжили традицию строительства зиккуратов, хотя и оставили нетронутыми большинство сохранившихся зиккуратов. В конце концов, все зиккураты вышли из употребления во время династии Селевкидов, и пустыня унесла больше всего потерь.

Заключение

Зиккураты имели давнюю историю и занимали важное место в древней месопотамской религии и культуре. С момента их зарождения в южной Месопотамии в период уруков до краха нововавилонской династии в шестом веке до нашей эры зиккураты были важным центром религиозной деятельности различных этнических групп Месопотамии. Зиккураты также играли важную роль в ранней урбанизации Месопотамии, поскольку общины формировались вокруг важных религиозных построек. Возможно, не менее важны, чем религиозные аспекты, а, возможно, даже более важны, была политическая легитимность и авторитет, которые король или династия могли получить, построив зиккурат.