Регистрация Вход
Литература 1 курс Venik

Как готическая литература может изменить некоторые фундаментальные представления о науке и религии людей, существовавшие в Великобритании и Америке в XIX веке?

Ответы:

1790-е годы часто считаются расцветом готической литературы, но с тех пор этот жанр не терял популярности. На протяжении всей своей истории он постоянно переживал возрождение, и многие важные готические произведения, написанные в XIX веке, такие как "Франкенштейн" Мэри Шелли (1818), "Странный случай" доктора Джекилла и мистера Хайда (1886) Роберта Луиса Стивенсона, "Дракула" Брама Стокера (1897) и др. В эпоху науки и религии произошли важные изменения, которые нашли отражение в готической литературе Великобритании и Америки 19 века.

Если рассматривать религию прежде всего, то с начала викторианской эпохи в современности уже наблюдалось ослабление веры. До XVIII века институт церкви утратил свое главенство. Мы видим эту тревогу по поводу утраты веры в произведениях писателей конца 19 и начала 20 века, работающих и вне готической традиции, таких как Мэтью Арнольд и Т.С. Элиот. Когда море веры отступило, оно открыло множество звериных ужасов на своем пути. В готической литературе это беспокойство проявляется при входе сверхъестественного и ужасающего. Ни один добрый Бог не может спасти жертв готического ужаса, и часто нарушаются узы семьи и общины. Согласно Энн Б. Трейси в романе "Готический роман 1790-1830":

Мир готической фантастики характеризуется хроническим чувством тревоги и предчувствием надвигающейся, но неидентифицированной катастрофы. Готический мир - это падший мир, видение падшего человека, живущего в страхе и отчуждении, преследуемый образами его мифического изгнания, его последствиями и осознанием неизбежной убогости. ... Готические герои и героини сами по себе, спотыкаясь в одиночку, иногда за границей, из-за ужасающих сложностей в принятии решений и действиях, вынуждены искать собственные решения или идти наперекосяк; отчужденность от семейных связей является их нормальным состоянием. ... Главными героями часто становятся сироты, найденные дети или усыновленные, их семейное происхождение загадочно.

Удивительно, но аббатства и церкви сами становятся сценой многих готических романов, а священники и монахи - виновниками насилия. Несмотря на то, что большинство этих произведений имеют средневековую обстановку, с сильным ощущением "темных веков" о них, беспокойство по поводу утраты благодати и веры и критика церкви была слишком современной. Бог присутствует в готических работах, но больше как теневая фигура с не слишком большой силой или с силой, раскрытой только в самом конце романа, как сюжетное устройство. Например, во Франкенштейне Виктор молится Богу уничтожить своего монстра только тогда, когда получает полную меру созданного им ужаса. Этот кризис веры сопровождался подъемом науки и более глубоким изучением психики. С пониманием психики пришло осознание того, что зло находится не снаружи, а внутри, а внутри, и это сделало его еще более ужасным.

В традиционном, двойственном взгляде на Вселенную, Бог есть купель всего доброго или Summum bonum (по-латыни - высшее добро), в то время как сатана является домом зла. Людей, отступивших от добра, часто принуждал к этому сатана. Однако с развитием современной науки, получившей название психологии, становится все более очевидным, что сама человеческая природа способна на великое зло. Двойники или двойники, очень популярный троп в готической литературе, являются ярким проявлением этого осознания. Доктор Джекиллл тоже мистер Хайд, а монстр - альтер-эго Франкенштейна. Зло - обратная сторона добра.

Хотя теория бессознательного Зигмунда Фрейда была еще в будущем, другие важные события в изучении психологии происходили в XIX веке. Так, в 1879 году немецкий ученый Вильгельм Вундт открыл первую в мире лабораторию психологии в Лейпцигском университете. Помимо психологии, еще одной наукой, оказавшей огромное влияние на общество в XIX веке, была эволюционная биология. Издание Чарльза Дарвина "Происхождение видов", опубликованное в 1859 году, полностью развенчало мифы о создании различных религий. Дарвин выдвинул теорию, что человек был создан не по образу Божьему, а вырос из обезьян. Для готического воображения это подразумевало, что люди могут перемещаться между видами и даже становиться монстрами.

Беспокойство по поводу создания монстров сопровождалось страхом физических деформаций. Мы видим эту поверхность беспокойства в таких работах, как "Остров доктора Моро" Г. Г. Уэлллса (1896), в которой доктор Моро проводит вивисекции на людях и эксперименты на зверях, чтобы превратить их в гуманоидных существ, и в "Странном случае", где злой Гайд описывается как животное и "обезьяноподобное". Главный страх, который выражается в готической литературе, заключается в том, что если бы люди могли подняться по эволюционной лестнице, они могли бы также соскользнуть с нее. Таким образом, готическая литература того периода отражала глубокий страх викторианцев по поводу того самого общества, которое они создавали. Это особенность.

2
Отв. дан Examplez
Для написания вопросов и ответов необходимо зарегистрироваться на сайте