Регистрация Вход

Каково было значение употребления алкоголя в Древнем Египте?

Сегодня существует распространенное заблуждение, что жизнь в Древнем Египте была тоскливой для любого, но не для знати. Этот образ, вероятно, частично заимствован из поп-культуры, где в фильмах часто встречаются сцены, изображающие египетских крестьян, не покладая рук работающих над созданием гробниц и храмов для своих богов и царей. Реальность такова, что, хотя древнеегипетская социальная система сильно отличалась от социальной системы современного мира, и у них было мало современных удобств, египтяне из всех социальных классов наслаждались культурой досуга, которая не сильно отличалась от сегодняшней. Египтяне занимались организованными видами спорта, играли в настольные игры в свободное время и с удовольствием пили свои любимые алкогольные напитки.

Экспертиза показывает, что употребление алкоголя было чрезвычайно важной частью древнеегипетской культуры и выходило далеко за рамки простого употребления алкоголя на досуге. Египтяне любили пить алкогольные напитки как часть своей неторопливой деятельности, но алкоголь играл важную роль в их повседневной жизни и религии. Для большинства египтян, которым не посчастливилось быть дворянами, алкоголь был основным напитком в их рационе. Алкоголь также имел важное значение в древнеегипетской религии, поскольку он играл центральную роль в некоторых мифах и обычно использовался в большинстве ритуалов.

Оглавление

Производство и виды Древнеегипетского алкоголя

В отличие от сегодняшнего дня, древние египтяне не обладали различными видами алкоголя, а были доступны только вино и пиво, потому что процесс дистилляции еще предстояло открыть. Вино, известное на древнеегипетском языке как иреп Чаще всего производилось из ферментированного винограда, но также употреблялось вино, изготовленное из пальм и фиников. Процесс был простым и не очень отличался от методов, используемых сегодня для изготовления вина: виноград или финики прессуют в контейнере, а затем жидкость разливают по вазам. Конечный продукт имел различную степень содержания алкоголя и мог быть либо белым, либо красным вином. Хотя процесс был проще, чем приготовление пива, фрукты, необходимые для приготовления вина, были менее обильными, и поэтому вино стало алкогольным напитком, который чаще всего употребляют дворяне.

Помимо вина, другим алкогольным напитком, который производили египтяне, было пиво, на которое они ссылались древнеегипетским словом henqet. Современные ученые считают, что древняя версия египетского пива, вероятно, была очень похожа на современное нубийское пиво, известное как буза, по своему вкусу, содержанию алкоголя и ингредиентам. Буза-это пшеничное пиво с содержанием алкоголя от 6,2% до 8,1%, которое может быть модифицировано для создания различных сортов. Как и вино, египтяне задокументировали свои методы приготовления пива во многих гробницах во времена Нового царства (ок. 1550-1075 до н. э.). Поскольку пиво производится из ферментированной пшеницы и других злаков, всегда трудолюбивые египтяне часто готовили хлеб и пиво в одно и то же время и в одном и том же месте.

Алкоголь для отдыха и пропитания

Все классы древних египтян употребляли вино и пиво для отдыха и удовольствия в разных условиях. Королевская семья любила это вино за его вкус, а также за его опьяняющее действие. Лучшие винодельческие регионы Древнего Египта на самом деле находились не в самой долине Нила, а в сотнях миль к западу, в оазисах пустыни Сахара, наиболее известными из которых были оазисы Харга и Бахрия. Современные ученые полагают, что производство вина, вероятно, началось еще до того, как Египет стал единым государством, примерно в 3100 году до нашей эры. Тем не менее, в Старом Царстве (ок. 2686-2181 гг. до н. э.), в Египте существовала полноценная винодельческая промышленность.

К счастью, хорошо сохранившиеся рельефы гробницы Нового царства в фиванском некрополе, такие как рельеф чиновника по имени Нахт, позволили современным ученым взглянуть на обстановку, в которой члены королевской семьи и высокопоставленные чиновники употребляли вино в правительстве. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что древние египтяне не были ханжами. Посетителей банкета угощали обильным количеством еды и вина, слушая живую музыку и наблюдая, как красивые женщины танцуют обнаженными. На умеренность на самом деле смотрели неодобрительно, поскольку пьянство было признаком богатства и изобилия. Запойное пьянство было приемлемым в прошлом не только для высших классов египетского общества, рабочие и крестьяне также любили расслабляться по особым случаям.

Религиозные праздники были важны во все периоды истории фараонов, но в Новом королевстве они стали публичными зрелищами. Во время этих праздников жрецы отправлялись в местный храм и брали статую главного бога храма – которую египтяне считали содержащей дух бога и, следовательно, самим богом – и выставляли ее на всеобщее обозрение, прежде чем вернуть ее в храм. Крестьяне и рабочие будут освобождены от своих трудовых обязанностей в течение всего фестиваля, чтобы наблюдать и участвовать, что для них означало употребление большого количества алкоголя и общение со своими соседями. Надпись на фрагменте керамики из рабочей деревни Нового королевства Дейр-эль-Медина рассказывает о том, как община провела праздник, посвященный обожествленному статусу царя Аменхотепа I (ок. 1525-1504 гг. до н. э.): “Банда радовалась перед ним в течение четырех дней, выпивая вместе со своими детьми и женами”. Очевидно, что опьянение было общепринятой, если не поощряемой частью древнеегипетской культуры; алкоголь также играл важную роль в египетской диете.

Современные ученые считают, что пиво играло гораздо более значительную роль в египетской диете, чем сегодня в большинстве стран. Поскольку молока было мало, а вода из реки Нил по большей части не была пригодной для питья, даже в древние времена пиво было основным напитком большинства древних египтян. Помимо опьяняющего эффекта, который он оказывал при употреблении в больших количествах, исследования показывают, что он также обладал высокой пищевой ценностью. Из-за той роли, которую пиво играло в стандартной египетской диете, и из-за того, что в Египте до персидского периода не было чеканки монет, пиво часто использовалось в качестве формы оплаты мужчинам, которые работали над гробницами и храмами. Алкоголь, несомненно, играл определенную роль в повседневной жизни всех египтян, но, возможно, еще более важной была та роль, которую он играл в их религии.

Алкоголь и древнеегипетская религия

В древнеегипетской религии и вино, и пиво играли различную роль. Хотя древние египтяне не были известны сложными мифологическими циклами, этот миф известен как Уничтожение человечества был особенно популярен во времена Нового королевства. По сути, эта история была аллегорией о капризной природе богов, проблеме высокомерия в людях и о том, как алкоголь использовался для облегчения ситуации. В этой истории бог солнца Ре был зол на людей, потому что они стали высокомерными и восстали против него и других богов, поэтому он направил свой взгляд на землю, которая превратилась в богиню войны-львицу Сехмет. Переписанная заново, как Сехмет эффективно убивала всех людей на своем пути, выпивая их кровь в процессе. В конце концов, Ре передумал по поводу сложившейся ситуации, но не смог остановить Сехмет, поэтому разработал план, в котором был задействован алкоголь. Бог солнца велел своему верховному жрецу смешать красную охру с пивом, чтобы одурачить богиню-львицу. В рассказе говорится:

“Ре сказал: "Призовите быстрых, проворных посланников, чтобы они могли бежать, как тень тела!" Немедленно привели посланников, и величие этого бога сказало: "Иди в Йебу и принеси мне красную охру в большом количестве!’ Ему принесли красную охру, и величие этого бога приказало Владельцу Бокового Замка измельчить охру, в то время как служанки измельчали ячмень для пива. Затем красную охру положили в пивное пюре, и оно стало похоже на человеческую кровь, и было изготовлено семь тысяч банок пива”.

Затем смесь пивной охры разлили по земле, чтобы Сехмет выпила. Думая, что в напитке было больше человеческой крови, Сехмет выпила пиво, но опьянела и забыла о своем кровавом веселье. Затем она превратилась из Сехмет в добрую и доброжелательную богиню домашних кошек Бастет.

“Когда богиня пришла утром, она обнаружила их затопленными, и ее взгляд был доволен этим. Она выпила, и это порадовало ее сердце. Она вернулась пьяной, так и не увидев человечества”.

Алкоголь явно сыграл положительную роль в Уничтожении Человечества. Тем не менее, его важность становится еще более очевидной, если учесть множество ритуалов, связанных с древнеегипетской религией. Несколько древнеегипетских религиозных ритуалов касались перехода умершего человека в загробную жизнь, что, возможно, было самым важным аспектом их религии. Самые ранние древнеегипетские тексты, касающиеся загробной жизни, представляют собой серию заклинаний, называемых “Высказываниями”, известных в совокупности как Тексты Пирамид. Высказывания текстов Пирамид Надписи, которые были начертаны на стенах и потолках пирамид царей с Пятой по Восьмую династии Древнего Царства, предназначались для того, чтобы убедиться, что царь не только благополучно перешел в загробную жизнь, но и был объединен, в зависимости от Высказывания, с богом солнца или Осирисом, богом мертвых. Центральным элементом эффективного Высказывания часто было подношение пива или вина богам. Некоторые заклинания гласят: “О царь Осирис, возьми закваску, которая вышла из тебя – пиво!" В других высказываний, пиво приравнивается к “глазу часы, для маленьких-то, что Сет съел его – 2 чаш крепкий эль”. предлагают алкоголь с богами не ограничивается Древнее царство, или даже дворяне, хотя бы потому, что на протяжении всех периодов истории фараонов, алкоголь воспринимался как один из наиболее подходящих, если не требуется, товаров благочестивый человек мог принести в жертву богам.

В Поздний период (около 664 г. до н. э.-христианская эра) религия египтян стала более “популярной”, поскольку все больше и больше людей стали жертвовать статуи, мумифицированных животных и обетные стелы в храмовые комплексы различных богов и богинь. Надписи на статуях и стелах часто начинались с одного и того же шаблонного утверждения, известного как хетеп ди нису или формула “королевского подношения” – это обычно использовалось в гробницах Нового Царства. В этих утверждениях человек, делающий подношение, указывал бы, сколько определенного предмета они отдали богам в качестве подношения. В одном интересные вотивные статуи, которая была подарена человеку по имени Udjahorresnet, который был врачом, первосвященник богини Неит, и адмирал ВМС в шестом веке до нашей эры в египетских и персидских царей, он дал подношением Осирису из “1000 в хлеб, пиво, скот, птицу и каждую хорошую и чистую вещь, для Ка о почтенном, который находится рядом с великими богами Саиса, доктор Удьяхорреснет". Статуя Удьяхорреснет-это всего лишь один пример из тысяч документированных подношений, в которых пиво и/или вино были неотъемлемой частью подношений, данных богам в ритуальной обстановке.

Заключение

Алкогольные напитки явно играли важную роль в древнеегипетской культуре. Производство алкоголя было одной из основных отраслей промышленности на протяжении большинства периодов истории Египта, и его потребление также было важным по многим причинам. Древние египтяне, как и люди в современном мире, наслаждались алкогольными напитками в общественных местах и не боялись пить до опьянения; на самом деле во многих случаях опьянение ожидалось и считалось правильным этикетом. Алкоголь, особенно пиво, также играл важную роль в рационе древних египтян. Египетское пиво было пригодно для питья, в отличие от воды, и обладало высокой питательной ценностью, что делало его повседневным напитком и иногда служило оплатой проектов общественных работ. Наконец, алкоголь сыграл важную роль в древнеегипетской религии. Это было ключевым сюжетным приемом в одном из их самых важных мифов и использовалось почти во всех жертвоприношениях их богам. Древние египтяне сегодня известны своей трудолюбивостью, но они также явно знали, как наслаждаться жизнью с помощью нескольких коктейлей.