Регистрация Вход

Почему египтяне мумифицировали своих Мертвецов?

Слово “мумия” происходит от арабского слова, обозначающего асфальт, что намекает на черный цвет мумифицированных тел древних египтян. Считалось, что этот черный цвет был результатом обработки трупа битумом. Теперь мы знаем, что черный цвет древнеегипетских мумий является результатом воздействия масел, смол, грязи и возраста.

С момента их повторного открытия в 19 веке мы многое узнали о древних египтянах и о причинах, по которым они оставили после себя мумии. Обычно говорят, что египтяне мумифицировали своих умерших, чтобы сохранить тело для загробной жизни, но это упрощение очень сложного процесса и соответствующего набора верований. Практика бальзамирования, помазания, обертывания и произнесения заклинаний для умерших отражает изощренный взгляд египтян на жизнь, смерть и подземный мир.

Оглавление

Религиозные представления о человеческом теле и загробной жизни

Древние египтяне представляли человеческое тело как смесь более мелких частей, включая конечности, органы, кровь, кости, волосы и так далее, и что эта совокупность частей составляла единое целое, которое было земным домом для трех частей души. Эти части были известны как ка, ба и Акх. Ка была частью души, которая существовала в царстве живых, а Акх был частью души, которая существовала в стране мертвых или подземном мире. Ка и Акх были каждый своего рода “двойником” своего хозяина. Ба, которое часто изображали в виде птицы с головой умершего, могло перемещаться между двумя царствами живых и мертвых.

Ка, Ба и Акх полагались на тело, чтобы эффективно функционировать в загробной жизни. Это было необходимо для того, чтобы тело оставалось целым на протяжении всей жизни и после смерти, из-за функции, которую оно выполняло как дом для частей души. Без физической точки встречи части души потерялись бы друг от друга, и индивидуум прекратил бы существование.

Египтяне питали глубокий страх, что их физическое тело будет повреждено или изуродовано после смерти. Стены гробницы и религиозные тексты содержат молитвы и заклинания для защиты тела и направления частей души обратно в могилу человека, если они потеряются или станут неспособными распознать тело. По сути, вечная загробная жизнь индивидуума зависела от успешного сохранения его тела, чтобы оно могло быть распознано в загробной жизни и реанимировано его душой.

Роль ритуала в смерти и переходе в загробную жизнь

Процесс мумификации включал в себя множество ритуалов и молитв. Считалось, что смерть-это процесс перехода из страны живых, мира страданий и ограничений, в страну мертвых, где умерший (если его правильно похоронить) мог обрести божественные силы, включая вечную жизнь и способность принимать любую форму по своему выбору. Любой человек, который мог себе это позволить, был мумифицирован.

Когда умирал человек с большим богатством или статусом, немедленно начинался процесс оказания ему помощи в его путешествии в загробную жизнь. Тело было перевезено в некрополь в рамках церемонии, которая представляла собой символическое путешествие из страны живых на востоке, через Нил в страну мертвых на западе. Когда тело прибыло на западный берег, его встретила группа жрецов и жриц, которые сообщили богам, что умерший прибыл. Каждый вовлеченный священник играл роль определенного бога, который принимал умерших и участвовал в их переходе в подземный мир.

Процесс мумификации

Важно помнить, что практика мумификации осуществлялась на протяжении тысячелетий. Этот процесс менялся на протяжении всей истории, и не существует единого способа, которым египтяне мумифицировали своих умерших. В этой статье описано то, что египтологи называют “классическим” способом мумификации, или мумификацией, как она проводилась в период фараонов.

Письменных описаний подробного процесса мумификации нет, но тексты указывают, что этот процесс занял семьдесят дней. Первым этапом процесса было “очищение трупа”, которое длилось около трех дней и состояло из омовения тела, чтения молитв и чтения священных текстов. Тело дезинфицировали пальмовым вином или раствором соли под названием натрон. Затем внутренние органы были удалены через разрез, сделанный в левом торсе. Органы были мумифицированы отдельно, а полости тела также были продезинфицированы. Полость мозга была пропитана смолой, и мозг был удален через левую ноздрю. Считается, что мозг и органы были удалены, потому что они были склонны к распаду. В некоторые периоды мумифицированные органы возвращали в полость тела, но наиболее распространенной практикой было помещать их в отдельные банки, известные как канопы, для захоронения рядом с мумией.

Затем тело обработали солями изнутри и снаружи, готовясь к процессу высыхания, который занял примерно тридцать дней. Этот процесс высушивания тела был наиболее важным аспектом мумификации из-за недостатка влаги, сохраняющей ткани тела. Хотя тело оставалось нетронутым, пока оно высыхало, вокруг него совершалось множество ритуалов и молитв. Весь процесс был направлен на то, чтобы превратить умершего в подобие бога, очень похожего на бога мумий и подземного мира, которого звали Осирис.

После того, как процесс иссушения был завершен, тело прошло тридцать дней заключительной подготовки, которая включала ритуал, молитвы, посыпание тела ароматическими опилками и помазание его маслами. Масла были как ритуальными, так и функциональными, поскольку они, вероятно, смягчали тело в процессе подготовки к деликатному процессу обертывания, который, как известно, приводил к переломам конечностей. Были прочитаны молитвы, и тело было завернуто в пропитанную смолой льняную ткань и благовония. Считалось, что именно процесс обертывания превращает тело умершего человека в божественное существо. Как только умерший был должным образом мумифицирован, завернут в льняную ткань и одет в раскрашенную маску, парик и церемониальную бороду, он больше не был человеком. Они приняли божественную форму и были готовы к загробной жизни.

Заключение

Процесс мумификации оставался обычным явлением, особенно для знатных сословий, начиная с самых ранних династий и вплоть до конца времен Клеопатры. Хотя детали ритуала изменились, цель осталась прежней; сохранить тело таким образом, чтобы оно могло выполнять свою основную роль-приютить душу в загробной жизни.